Катерина Тышкевич: «Я в кадре как дома»

Редактор

13.03.2020 102 просмотров

Уже 30 марта на телеканале СТБ зрители увидят долгожданную премьеру — продолжение нашумевшего многосерийного фильма от королевы мелодрам «Ничто не случается дважды». Рекордсмен по просмотрам, он с первой серии стал любимым для миллионов. Главную роль в телебестселлере сыграла украинская актриса Катерина Тышкевич. Великий режиссер и сценарист Оксана Байрак не один раз называла ее открытием, уверяя, что у этой девушки большое будущее. Эксклюзивно для «Арт­Мозаики» Катерина рассказала, что ждет ее героиню Машу, как ей работалось в паре с новым секс-­символом Украины Антоном Батыревым и где ее место силы.

 

Арт-справка

Катерина Тышкевич — украинская актриса.

Снимается с 19 лет.

В многосерийном фильме «Ничто не случается дважды» сыграла двух героинь: Катю и ее дочь Машу в одинаковом возрасте. Для этих съемок за два месяца похудела на восемь килограммов.

Среди книг, которые зацепили: «Волхв» Джона Фаулза и «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

В 2019­м вышла замуж за актера Валентина Томусяка, с которым познакомилась на площадке сериала «Бессмертник».

Об Одессе-маме и плане Б

Катерина, вы выросли на юге. Как вас воспитывала Одесса­мама? Часто ли бываете дома?

— Одесса — моя любовь. Руководствуюсь одним правилом, которое звучит так: «В любой непонятной жизненной ситуации поезжай в Одессу». Росла, как и все одесситы: за лето могла ни разу не побывать на море, потому что оно рядом круглогодично. Сейчас понимаю, что это место силы. По приезде обычно сразу отправляюсь обедать на пляж «Ланжерон», в одну из прибрежных кафешек. Стараюсь приезжать хотя бы раз в сезон, ведь там — семья и друзья детства.

Когда решили связать жизнь со сценой? У вас был план Б, если бы что­то пошло не так?

— В 10 лет сказала своей семье медиков, что их династия подходит к концу, потому как дочка не собирается поступать в медицинский институт. Подавайте мне сначала театральную студию, потом — театральный класс и университет! Никто не отговаривал, всегда поддерживали, за что, конечно, очень им благодарна. Дальше были победа на одесском конкурсе красоты, первые гастроли с театральной студией, курсы телеведущих. Я вела программу на местном телеканале — прощупывала почву и близлежащие сферы, так сказать. Наверное, это и был план Б. (Улыбается.) Где-то в девятомм классе увлеклась биологией и около месяца рассматривала возможность стать генным инженером. Но меня быстро отпустило.

С чего началась ваша кинокарьера?

— Первая роль была в 100-серийном телефильме «Бессмертник». Я — главная антагонистка и по совместительству студентка третьего курса Карпенко-Карого (Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого.Прим. ред.). Жаркое время. Один выходной в месяц, съемочный период — полгода. Это была крутая закалка. Я научилась сканировать 30 страниц текста за полчаса и уже знать наизусть. Научилась работать четко и с первого дубля. Эти знания нужны, но они часто загоняют в штампы. Поэтому хорошо, когда есть и противоположный опыт. Когда речь идет о творчестве, а не тайминге. Так случилось на площадке у Оксаны (Байрак.Прим. ред.). Первые четыре серии военной заставы снимали два месяца (для сравнения: сейчас на четыре серии обычно уходит 16 смен). Могли целый день снимать одну-две сцены — это было кино. Идеально, когда умеешь быть предельно собранным, но при этом не превращаешься в говорящую голову. Очень рада, что у меня была возможность поработать в этих двух режимах.

Сталкивались ли со сложностями, чтобы вжиться в роль?

— В первом сезоне «Ничто не случается дважды», когда играла двух разных героинь, пришлось, конечно, поискать что-то в себе. Нужно было подкрепить внешние отличия внутренними. Найти разницу в поворотах головы, реакциях, темпераменте. Сейчас, снявшись во второй части, я знаю свою Машу на 5+ и не задумываюсь о ее повадках. Они уже во мне. Но тогда постоянно путалась. Хорошо, что Оксана всегда подсказывала, если вдруг из Машкиного прищура пробивались распахнутые глаза ее мамы Кати.

Как проходил кастинг на эти роли?

— Кастинга как такового не было. Было собеседование. Я пришла с мужем. Мы мило пообщались, и нас сразу утвердили. Прикол в том, что Оксана тогда не знала, что мы пара, ей сказали через время. Но она, конечно же, чувствовала химию между нами и отметила, что для кадра это именно то, что нужно.

О градусных сценах и съемках с детьми

Насколько прожили историю своей героини во втором сезоне? Что оказалось самым трудным?

— В первом сезоне мои героини были, по сути, молодыми девушками. Во втором — Маша уже взрослая женщина с огромной дырой в сердце, у которой двое детей. Зрители не увидят Машку-детдомовку, эта оторва осталась в прошлом. Было гораздо сложнее, ведь у меня этот опыт отсутствует. Мне очень волнительно, потому что в проекте много градусных сцен: Маша была на грани нервного срыва, а люди в эти моменты выглядят нелицеприятно. Но с уверенностью могу сказать, что мы с Оксаной подошли к вопросу вторых планов героини ответственно. Каждый поступок мотивирован, пусть это и не всегда озвучено вслух. В общем, лобового там точно ничего не увидите, собственно, как и в первом сезоне. Все — на нюансах, во взглядах... Согласна ли я с каждым ее поступком? Нет. Понимаю ли их? Да. Точно знаю, что поступить по-другому она не могла.

Как готовились к новому состоянию Маши? 

— Самое главное — быть в обстоятельст­вах. Оксана Байрак так выписывает сценарий, что погружаться в него не проблема. Состояние приходит само, если понимаешь, чем занята твоя героиня в той или иной сцене. Любой вменяемый артист всегда разграничивает, где он, а где — персонаж, мы ведь не сумасшедшие. Конечно, иногда требуется какое-то время, чтобы переключиться в реальность. Но пока доезжаешь от площадки до дома, обычно уже снова превращаешься в Катю Тышкевич, которую встречает любимый муж Валентин Томусяк.

В продолжении сериала вы снимались с маленькой актрисой Фросей Мельник. Как вам работалось вместе?

— Мне вообще нравится наша команда. Антон Батырев — замечательный партнер. Уровень доверия между нами зашкаливает. Фрося — потрясающая. Она импровизирует перед камерой, чувствует себя настолько раскованной! Работать с ними — невероятное удовольствие! В  другом проекте я тоже снималась с маленькой девочкой. По сюжету она должна была просто тихонько сидеть на коленках. Но как только включалась камера, в нее будто вселялся демон. Она кричала, хватала со стола реквизит, бросала его в оператора... С Фросей все иначе: это техничный ребенок, с большим съемочным опытом. У них с Оксаной сложились очень трогательные отношения. Абсолютное взаимопонимание.

Оксана Байрак — строгий режиссер?

— Не могу сказать, что строгий. Она с первой секунды вызывает к себе такое глубокое уважение, что ей не нужно быть строгой, чтобы на площадке была дисциплина. У нас все на любви, не на муштре. В первой части была одна сцена, довольно серьезная, когда Маша говорит Боре, что  беременна от Огнева. Во время репетиции мы с Дмитрием Мальцевым прикалывались, мол, было бы забавно, если бы Маша вдруг начала говорить с акцентом, что-то вроде «Боря, я бэрэмэнна». Надеялись, что до начала съемки отсмеемся, но не тут-то было. Что ни дубль — раскол. Оксана уже начала кричать: «Так, Тышкевич, соберись». Свет уходил, и нам нужно было уже поскорее снять эту сцену. И вот я уже почти собралась, была готова произнести свою фразу наполненно и серьезно, но тут слышу звонкий смех Оксаны за плейбэком — теперь раскололась она сама. В итоге хохотали все, кроме оператора, ведь свет продолжал уходить… (Смеется.)

Однажды вы назвали ее «кукловодом».

— Кукловодом я назвала ее, конечно же, в шутку. Студия Байрак — моя семья. Меня там любят, а я влюблена в каждого ее «Бога за кадром» — так Оксана называет свою команду. На площадке абсолютно здоровая, творческая атмосфера. Там никогда не страшно, всегда интересно. Часто шучу, что заключила бы с ней пожизненный эксклюзивный контракт. Она дышит с каждым героем, всегда чувствует фальшь и знает, что сказать, чтобы у тебя точно получилось.

Есть у этого фильма особенная миссия?

— Оксана идеально понимает женскую психологию. Фильм поднимает вопрос женских поступков, о которых не принято говорить в нашем кино. У нее нет «хороших» или «плохих». В кадре всегда живые люди, со сложными судьбами. Ну и, конечно, мужские характеры, выписанные ее рукой, стоят отдельных оваций. Ведь Антон Батырев (Вадим Огнев), бесспорно, новый секс-символ Украины и не только.

Какие еще проекты с вашим участием выйдут в этом году? Не планируете покорять театральную сцену?

— Чуть позже выйдет проект, где зритель снова увидит меня в роли поганки, портящей жизнь главной героине. Насчет театра — пока нет. Я в кадре как дома. Чувствую, что «это мой бассейн, и я в нем купаюсь».

О счастье, переменах и медитации

До свадьбы вы не разглашали подробности личной жизни. Счастье любит тишину — это о вашей паре?

— Мы особо и не скрывали. Может, первые пару месяцев, когда еще присматривались, а потом в киномире все знали о нас. Да, счастье таки любит тишину, но не фанатичную. (Улыбается.) Действительно, мы не орем на каждом шагу о нашей космической любви, не делаем каждый месяц романтические фотосессии, не пишем друг другу ванильные посты в инстаграме. Но если вы спросите, счастливы ли мы, то мы весело закричим, что да, очень.

Что самое важное в отношениях актеров? 

— Главное — всегда быть тактичными и внимательными. Вовремя фиксировать, когда твоя половинка начинает заниматься самоедством. Уметь друг друга молниеносно окрылять.

Валентин — романтик или прагматик? Какой самый романтичный поступок он совершал для вас?

— Валик — ни первое, ни второе. Он лучше. Заботливый и нежный. А о нашей романтике знаем только мы и делиться не хотим. Иначе какая же это романтика?

Когда последний раз ваша жизнь поворачивалась на 180 градусов?

— Никогда не поворачивалась. Мне моя жизнь определенно нравится. Штормит крайне редко. Перемены плохо воспринимаю. Люблю все контролировать и когда стабильно хорошо.

Как удерживаете баланс work & life?

— Полгода назад обучалась трансцендентальной медитации. Идеально чистит мозг после съемок. Потому что иногда работаешь в таком режиме, что даже во сне как будто снимаешься в кино. Снятся камеры, тексты… и не отдыхаешь толком. Эта такая себе «медитация для ленивых». Не отнимает много времени и не требует заучивания длинных мантр. Всего одно слово, 20 минут утром и вечером, главное — каждый день. Помогает высвободить все накопившиеся стрессы, привести ум в состояние ясности и умиротворения. Один из приверженцев и распространителей этой системы — режиссер Дэвид Линч, который написал о ней книгу. Во мне она очень откликается! И, конечно, переключаться помогают путешествия. После длительных съемок полет куда-то в Европу или Азию — то, что доктор прописал. Возвращаешься и всегда с новыми силами окунаешься в новые проекты.

Что может подарить вам радость прямо сейчас?

— Если бы мама сейчас позвонила в дверь, инкогнито приехав из Одессы, я визжала бы от восторга!