Дмитрий Сова: «Для роли могу сделать все»

Анна БЕЗРУКОВА

27.02.2020 1192 просмотров

Ни секунды не сомневаться в выборе жизненного пути — прерогатива избранных. Среди таких — Дмитрий Сова, известный всем по многочисленным ролям в сериалах и фильмах. Со своими увлечениями он определился еще в школьные годы и превратил их в любимую профессию. Кажется, он умеет воплощать любые роли — и в мелодрамах, и в… экшен-­детективах. На съемках «Карпатского рейнджера», премьера которого состоится 24 февраля на телеканале 2+2, Дмитрий Сова перевоплотился в напарника шерифа украинского происхождения из Канады, который прибывает в карпатский городок. Мы узнали у актера обо всех этапах его творческого пути и всех гранях его таланта.

 

Арт-справка

Дмитрий Сова окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Карпенко-­Карого, где учился в мастерской Бориса Ставицкого и Тараса Денисенко.

Снялся в более чем 70 сериалах и фильмах, среди них — «Я с тобой», «Остров ненужных людей», «Гречанка», «Сувенир из Одессы», «Деревня на миллион», «Польская сибириада».

После вуза стал актером театра «Вільна сцена» — экспериментальной студийной сцены под руководством Дмитрия Богомазова.

Для фильма «Секрет Майя» актер исполнил песню, вошедшую в саундтрек картины.

Выступал в роли каскадера в ленте «Тарас Бульба».

Закулисье профессии
и танцы на крыше

Выбирая профессию, чувствовали поддержку семьи? Как вспоминаете то время?

— Родители всегда поддерживали меня в том, что у меня получалось. Никогда не мешали заниматься любимым делом, не убеждали выбрать другую профессию. А у меня с детства были способности к актерству, да и старший брат всегда увлекался творчеством. Конечно, на меня это повлияло. Я с первого класса выступал за школу, постоянно участвовал в каких-то концертах. Потом попал в Студию юного актера. Когда поступил в театральный, родители сделали все, чтобы я смог жить и учиться в Киеве.

Ваш брат также пошел по актерскому пути. Делитесь профессиональными секретами?

— Петя больше работает на сцене — играет в репертуарном театре имени Леси Украинки. Мы можем поделиться рабочими моментами. Но зачем? Так редко видимся, что при встрече редко обсуждаем профессию. Я вообще в жизни не люблю говорить об актерской кухне. Среди моих друзей много коллег, но мы не обсуждаем работу — кто как сыграл, какие у кого секреты, фишки.

А легко ли работать с братом?

— Мы работали в нескольких проектах. Один из них — сериал «25-й час». Играли братьев-грабителей. Работалось легко, как, впрочем, и с другими ребятами. То, что мы братья, никак на съемочный процесс не влияет.

Профильное образование необходимо для актерской карьеры?

— На данный момент, наверное, нет. То, чему нас учили четыре года в университете, можно было сделать короче и интереснее. Много времени тратили на то, что в итоге не пригодилось. Играть никто никого не учил, не объясняли, на чем строится актерское мастерство, какие есть традиции. Изначально всех загоняли под одну систему, никто не думал про индивидуальный подход. Я сделал бы усиление на музыкальные инструменты, чтобы по окончании учебы студент мог играть на нескольких: гитаре, барабанной установке, дудке или губной гармошке. Было бы хорошо приглашать актеров из-за границы. Сделал бы акцент и на киношных факультативах. В дипломе ведь написано «актер театра и кино», а, по сути, никто не учит существовать в кадре. Сейчас ребята снимаются больше, учатся всему уже на практике. Мы же обучались у более опытных, которых приглашали в свои студенческие работы. Очень помогали некоторые педагоги, которые открывали нам закулисье профессии, их хотелось слушать.

Расскажите о закулисье студенческой жизни.

— Сама театральная жизнь дарила нам много крутых моментов! Смеялись с ребятами на парах одного педагога, который характерно говорил: «Вы должны быть напряже-ны! Собра-ны! У вас должен быть темперамент, как у грузин!» А еще помню наши гулянки в общежитии. Как-то собрались большой компанией, решили устроить дискотеку на крыше. Понятное дело, это было запрещено. Девчонки накрыли стол — все в лучших традициях. Танцевали на крыше, а когда вернулись, комната оказалось закрыта. Девчонок найти мы не могли, а продолжить гуляние хотелось. Не придумали ничего лучше и выбили дверь. Я ударил так, что она улетела с петлей. Встретившись с девчонками, конечно же, вину не признали, но дверь мой друг починил (Смеется).

Внутренний диапазон и нарисованные веснушки

Вы работали и в театре, и в кино. Что их разнит?

— В театре нет дублей — здесь риск совершенно другой. Существование другое. В кино можешь сыграть намного качественнее, потому что есть работа на разных планах. Это то же самое, когда в театре играешь посередине сцены на весь зал, потом выходишь к зрителю и можешь говорить практически шепотом. За рубежом, кстати, никто не разделяет работу в театре и кино. Если ты хороший актер, то можешь спокойно играть и на сцене, и на камеру.

Где чувствуете себя более гармонично?

— Я не работал в стационарном театре, поэтому мне сложно судить. Но на сцену меня пока не тянет. Всего три с половиной года играл в экспериментальном театре Дмитрия Богомазова. Нас было семеро. Мы были и актерами, и монтерами, и светом занимались. Понимали друг друга с полуслова. Именно поэтому для меня театр — это прежде всего очень крепкая семья. Мне нравится современный антрепризный театр, когда собирается компания единомышленников под определенную постановку, а потом гастролирует с ней по городам. Как только появляется новый материал, ставится новый спектакль с новым составом.

Каков современный украинский театр?

— Очень много хороших ребят делают качественный материал. Дай бог, чтобы так было и в кино. Несмотря ни на что, в Украине пошла хорошая волна проектов, появились возможности и ресурсы. Верю, что это только начало.

Какие амплуа вам по душе?

— Конечно, легче играть то, что ближе. Проще даются роли героев, на которых похож внутренней составляющей, у которых такие же ценности, как у тебя. Но люблю пробовать себя в разных проектах. Например, Ева Стрельникова когда-то позвала сыграть напористого, в каких-то ситуациях жесткого адвоката, который знает, что ему нужно и готов идти к цели, несмотря ни на что. А я не такой, во время сьемок не мог найти в себе необходимые качества. Но благодаря подсказкам Евы все-таки раскрыл в себе это. Мне нравится пробовать что-то новое, раскачивать внутренний диапазон. Без этого в профессии актера никак.

Есть роль, на которую никогда не согласились бы?

— Даже не знаю, какая должна быть роль, чтобы я отказался. Сыграл бы даже самого жестокого маньяка. Главное, чтобы в этом был посыл. Не соглашаюсь на сценарии, в которых люди просто разговаривают, у персонажей нет характера, в которых слова ради слов.

А готовы ли на жертвы ради роли?

— Да, конечно. Поправиться не проблема, а вот похудеть на 30 кг сложнее. Для роли могу сделать все, нужно только время. Пока глобально кардинальных изменений не было. На «Карпатском рейнджере» подкрашивали волосы в рыжий, добавляли веснушек, чтобы герой выглядел характерно. Еще приходилось садиться за руль, хотя в жизни машину не вожу.

Гуцульский колорит и сон во время смены

Чем привлекла роль в «Карпатском рейнджере»? Похожи ли вы на своего героя?

— Герой вообще мне не близок. Степан Фомин взрывной, авантюрный, может пойти против правил. Собственно, именно из-за проступка он попадает в маленький прикарпатский городок Нагура, в котором разворачиваются события сериала. Он служил на Востоке, нарушил приказ начальства и был отправлен туда в качестве наказания. Степан с легкостью дерзит, может подколоть, иронизирует. У него не сразу складываются отношения с новым шерифом Нагуры — слишком правильным канадцем Полом Гордийчаком. Они разные. При этом Степан — толковый коп. Именно его особая чуйка и взгляд на ситуацию помогают раскрывать преступления.

Удалось познакомиться ближе с местными нравами и обычаями?

— Гуцулы — очень открытые люди! Когда пересекались с ними, они сразу же звали к себе, накрывали стол, а потом долго не хотели отпускать. Один раз я попался: вышел за спичками, а оказался на застолье. Без выпитой рюмки уйти не смог. (Смеется.) Спасло только то, что на следующий день была съемка. Иначе они заставили бы меня продолжить гулянье. Жители гор гостеприимны, о многом расспрашивают: как у нас все устроено, как мы работаем, живем…

Случались ли во время съемок курьезы?

— О, таких моментов было много! Первые съемочные дни, когда мы с Дашей Плахтий только познакомились и должны были играть любовников. Сцены, в которых я гонял на машине режиссера, и это в горной местности. Съемки похорон в Карпатах по гуцульским традициям, с трембитами и настоящими жителями гор. Мы снимали эту сцену 17 дублей. А однажды я чуть не проспал смену! Снимался в двух проектах параллельно, мотался из Киева в Карпаты, и в один из этих дней у меня был день рождения. После празднования проснулся от того, что кто-то изо всех сил барабанил в дверь. Со словами «Это залет!» в номер зашел Артемий Егоров, главный актер сериала. Оказывается, меня искали все утро: телефон стоял на беззвучном. На площадку я не опоздал. Но за этот момент до сих пор стыдно. Ошибок дважды не повторяю.

Опасный яхтинг и моральное здоровье

Расскажите о своей работе в дубляже. Как готовитесь к озвучиванию?

— Я люблю дубляж. Для меня это однозначно легче, чем актерство, но все равно непросто. Приходишь в студию озвучивать роль и стоишь по пять-шесть часов, пока не запишешь, устают связки. К этому процессу никак не готовлюсь, никто даже не дает заранее смотреть фильм. Единственное, что я видел до дубляжа, — «Кровавый алмаз» с Леонардо Ди Каприо. Мне он достался случайно: актер, который должен был его делать, заболел. Голоса у нас похожи, поэтому пригласили меня. Было сложно, потому что Ди Каприо очень эмоциональный, но выход по голосу минимальный. Он настолько выстраивает роль, кажется, сейчас взорвется, при этом герой говорит спокойно. Моего актерского опыта пока не хватает, чтобы голосом отыграть такое.

На вашем счету и каскадерский талант. В какой момент почувствовали, что способны на это?

— Это было во время моего перехода из одного театра в другой. Мы с другом из университета фехтовали на саблях, придумывали какие-то бои. Постановщик фильма «Тарас Бульба» пригласил на съемки. Мы дрались во второй или третьей линии. К нам подходили болгарские ребята, говорили, что получается круто. После репетиций нас даже просили стать поближе к главным героям.

Было страшно?

— Страшно было, когда моего героя уже убили и приходилось лежать в мокрой земле, пока вокруг скачут кони и продолжают драться люди. После этого я в качестве каскадера нигде не участвовал. Но на съемках все трюковые, боевые сцены стараюсь делать сам.

А присутствует ли риск в вашей повседневной жизни?

— Я люблю хороший, оправданный риск. Люблю напрячь себя, чтобы потом хорошо отдохнуть, обожаю приключения. В последнее время ребята-моряки приглашают отдыхать на яхте. Это очень круто! Но как показывает опыт, яхтинг — это чаще всего непредсказуемо, иногда опасно. Однажды, когда был дежурным на яхте, увидел, что на нас несется большая турецкая лодка. Невероятно красивая, под парусом, но с острым носом. Могло случиться что угодно! Оставалось буквально пять метров! Чтобы вы понимали, мой опыт в морском деле равен нулю. Я начал орать, разбудил капитана. Хорошо, что остальные ребята были матерыми, благодаря им все остались целы.

Как восстанавливаетесь в таком плотном графике?

— Для меня отдых — это иногда просто провести два-три дня дома, посмотреть хорошие фильмы. Могу встретиться с друзьями, поехать в караоке и где-то в 10 часов утра разойтись по домам. Но это бывает редко. Люблю спонтанные встречи. Идеальный отпуск — путешествия.

Что выбрали бы — популярность или деньги?

— Я выбрал бы здоровье. Моральное здоровье. Чтобы хватало сил, желания, вдохновения выстоять перед разными ситуациями, не сломиться и продолжать путь к цели.

Верите, что мечты материальны?

— Прежде всего возникает мысль. Желание. Были моменты, когда я просто мечтал, дурачился, а через три года это случалось. И даже не понимаешь, как к этому пришел. Как говорится, бойтесь своих желаний. Но без конкретных шагов цель не реализовать.

О чем мечтаете — в профессиональной и личной жизни?

— Я, если честно, уже давным-давно не мечтал. В работе хочу хорошую роль. А в личной жизни пусть все сложится так, как должно быть.