Алена Шоптенко: «Любая победа — не окончательная»

Редактор

31.10.2019 61 просмотров

Паркет — ее стихия, танец — ее язык. Отточенные и чувственные пируэты, сила и нежность в каждом движении. Ее мастерство признали украинские и международные судьи, а также тысячи поклонников, пристально следящих за каждым па девушки на танцполе многочисленных телепроектов. Казалось бы, такой успех, как это часто бывает, должен был стать реализацией детской мечты. Однако в далеком 1993­-м шестилетняя Алена Шоптенко не думала о сцене. Танцы были одним из нескольких кружков, на которые ее записала мама. Первая преподавательница не верила в талант девочки и даже хотела поставить ее партнера в пару с другой танцовщицей... К счастью, вскоре Алена попала в руки тренеров, которые сумели разглядеть в ней будущую звезду танцпола.

Арт-справка

Алена Шоптенко — украинская танцовщица и хореограф.

Чемпионка мира по бальным танцам.

В 2006­м в паре с Владимиром Зеленским победила в шоу «Танці з зірками».

Сотрудничала с шоу­балетом Елены Коляденко Freedom, ТВ­проектами «Майданс», «Танцюю для тебе».

GeomeTHREE — танцевальный проект Алены, в котором она переосмысливает классические бальные танцы.

Окончила факультет международной экономики и менеджмента Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана.

Преподает на кафедре бальной хореографии в Киевском национальном университете культуры и искусств.

Танец, который исполнила бы, если бы пришлось танцевать «за жизнь», — пасодобль.

Первый муж — танцовщик и хореограф Дмитрий Дикусар. В 2016­м вышла замуж за бизнесмена Алексея Иванова, с которым познакомилась в библиотеке. Пара воспитывает сына Алексея. После рождения ребенка стала вести видеоблог «ШоШоу: Алена учится жить».


Но даже достигнув успехов и получив титул чемпионки, Шоптенко не спешила связывать жизнь с танцами. Поступила на «серьезную» специальность, чтобы пойти по стопам отца — частного предпринимателя. На кастинг популярного телепроекта пошла без особой инициативы: «попасть в телевизор» никогда не было ее мечтой. Но эфир за эфиром круговорот шоу-бизнеса увлекал ее все сильнее. Появился спортивный интерес показать, на что способна, и удивить результатом. И у нее это получилось! Затем Алена раскрыла в себе талант хореографа — танцы перестали быть просто хобби. Они превратились в любимое дело и даже воплотились в собственный проект. Однако после рождения малыша девушка с удовольствием поставила амбициозные планы на паузу: «Мне нравится, что все замедлилось и я наконец-то могу все рассмотреть», — делится Алена в соцсетях.

Сейчас за мастерством Алены Шоптенко можно наблюдать в рамках третьего обновленного сезона проекта «Танці з зірками» на 1+1. В паре с актером Алексеем Яровенко она воплощает в жизнь потрясающие истории, которые хочется смотреть бесконечно! Чему научил ее многолетний танцевальный опыт? О чем она мечтает, когда отрабатывает постановку? Что считает главным проектом в своей жизни? Об этом мы и поговорили, а теперь делимся с вами.

О самоконтроле, партнерстве и танцах с аматорами

Став танцовщицей, вы воплотили в жизнь мечту своей мамы. В какой момент поняли, что танцы — это ваш путь?

— Я училась на экономиста и не планировала надолго оставаться профессиональной танцовщицей. Все решил и расставил на свои места тот момент, когда я успешно прошла кастинг первого сезона известного танцевального телепроекта. После победы в этом шоу осознала, что свою жизнь свяжу с танцем.

От спорта до искусства — как менялось отношение к профессии?

— Отношение до сих пор меняется. Спортивная дисциплина очень помогает в спорте, но в творчестве и в жизни она иногда вредит. Я до сих пор борюсь с собой в некоторых моментах. Учусь работать не на результат, а творить и получать удовольствие от процесса. Сейчас уже чуть легче, но бывших спортсменов не бывает. Приходится постоянно контролировать себя.

В детстве вы не признавали мужское первенство на паркете. Почему? Когда стали доверять партнерам?

— Признавать чье-то первенство — это вопрос доверия, а доверие — вопрос опыта. У меня был негативный опыт, на основании которого я привыкла доверять только себе. К счастью, потом в моей жизни появился новый, позитивный, опыт, и я изменила свое отношение. Считаю, что великие вещи рождаются тогда, когда речь идет не о первенстве, а о равноценном партнерстве.

Вы танцевали и с профессиональными бальниками, и с медийными личностями. Какой опыт подарила работа с каждым из них?

— Это два совершенно разных опыта. Профессиональные партнеры изо дня в день оттачивают мастерство, аматоры же видят танец иначе. Для них это не набор технических движений, они не так скованы техникой, как профессиональные танцоры. Поэтому, хоть я и нахожусь в статусе учительницы в таких парах, у партнера-аматора всегда есть чему поучиться. 

О доверии, танцевальном прогрессе и Харли Квин

В новом сезоне телепроекта «Танці з зірками» вашим партнером стал актер Алексей Яровенко. Что оказалось самым неожиданным  в дуэте? В чем фишка вашей пары?

— Самым неожиданным в нашем дуэте стало доверие и терпение Алексея как партнера. Это позволило максимально быстро набрать необходимый ритм и найти взаимопонимание. Мы с Алексеем договорились: раз это танцевальное шоу, сначала идут танцы, а потом шоу. Хочу, чтобы фишкой нашей пары был танцевальный прогресс Алексея.

После комментариев судей в первых эфирах Алексей пообещал защищать честь вашей пары. Как оцениваете его танцевальный потенциал?

— Я очень давно участвую в этом проекте и понимаю, что у каждого здесь своя работа. У нас — танцевать, у жюри — оценивать. Этому пытаюсь научить и каждого своего партнера. Все приходят на шоу с разным уровнем подготовки, каждому нужно разное количество повторений, чтобы усвоить танец. Алексею пока сложно, но он очень трудолюбив и дисциплинирован. Поэтому, уверена, у него все получится.

Расскажите про ваши постановки. Один из самых ярких номеров — джайв, в котором вы перевоплотились в Харли Квин и Джокера.

— Номер действительно получился очень яркий и зажигательный! Теперь мы его считаем самым любимым. Он дался нам несложно в постановке, но отработать его оказалось нелегко. Джайв достаточно непростой в технике и довольно быстрый. Но я считаю, что меньше чем за неделю мы справились очень даже неплохо. Тем более что в этот период времени мне пришлось отлучиться по работе в Париж. Поездка была запланирована задолго до проекта, поэтому отменить ничего было нельзя. Спасибо главному хореографу проекта Ксении Горб за то, что она взяла в свои профессиональные руки подготовку Леши в мое отсутствие. И когда я вернулась, нам было легче приступить к работе. 

Как относитесь к победам: они расслабляют или заставляют работать с удвоенной силой?

— В моей жизни были победы, после которых я расслаблялась, и это плохо заканчивалось. Поэтому для себя твердо усвоила: любая победа — не окончательная.

О нарушении правил, любимой книге и жизни в моменте

С осени вы преподаете на кафедре бальной хореографии КНУКиИ. Что хотите донести начинающим балетмейстерам?

— То, что совсем недавно осознала сама: творчество начинается там, где знание правил позволяет их нарушать.

Вы не раз говорили о желании создать свой проект. Есть ли уже какие­то концепции?

— Все планы пока приостановлены моим главным проектом, которому недавно исполнился год. Сейчас все мое внимание и свободное время принадлежат ему. Хотя я рада этой паузе, она позволила остановиться, подумать и многое переосмыслить.

Со вторым мужем Алексеем Ивановым вы познакомились в библиотеке. За какой книгой пришли? Дочитали ли ее?

— Я пришла за Алексеем. Мне посоветовали его как специалиста в одном из интересующих меня вопросов. А оказалось, что он еще и владелец библиотеки. Могу сказать, что нашла очень интересную книгу, которую надеюсь читать до конца жизни.

Если сравнить ваши отношения с танцем, к какому стилю отнесли бы их? Кто ведет вашу пару?

— Дом — то место, которое я не связываю с танцами и не провожу никаких параллелей. Если еще и там танцевать, то негде жить и делать все остальное. В нашей паре мы идем рядом. 

В обществе существует стандарт «хорошей мамы». Согласны ли вы с ним?

— Если бы в обществе существовал стандарт «разной мамы», мне кажется, легче было бы и обществу, и нам. Мама — это такая работа, у которой нет наград и дипломов. Нужно просто учиться и становиться лучше каждый день.

Как выглядит картинка вашего идеального дня?

— Сегодня я мечтаю о том, чтобы мне не нужно было постоянно спешить на репетицию и моя голова не была бы полностью забита постановками. Хочу спокойно завтракать с мужем и сыном, все остальное — мелочи. 

Герой фильма «Внутри себя я танцую» наслаждается жизнью, будучи прикованным к инвалидному креслу. Как думаете, почему именно танец ассоциируется с проживанием момента здесь и сейчас?

— Танец — это процесс, в котором одновременно задействованы тело, ум и, главное, сердце. Услышать, осознать, почувствовать и показать — вот что такое танец. И чтобы все это провернуть одновременно, нужно быть в моменте.