Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Мозаика  Литература 

Творческий вирус Ирен Роздобудько

Творческий вирус Ирен Роздобудько

11 марта 2013 г.


Нас всегда восхищают люди, сумевшие воплотить в реальность детскую мечту. Ирен с шести лет знала, кем хочет стать, а сейчас просто наслаждается жизнью, которая неразрывно связана с творчеством и литературой.

Пока ее книги получают всевозможные награды, она рисует, вышивает бисером, снимает мультфильмы и пишет новый роман. Несмотря на такой плотный график, Ирен нашла время ответить на наши вопросы.

В ЖАНРЕ СВОБОДЫ

У вас за плечами годы журналистской работы. Как этот опыт повлиял на написанные вами книги?

Журналистика меня очень сильно дисциплинировала, ведь это работа, в которой нет понятия «вдохновение». То есть ты пишешь то, что необходимо для издания, и сдаешь точно в срок. Конечно, такой опыт помогает не расслабляться и дает навык писать и повышать уровень письма, поэтому журналист и филолог быстрее может стать писателем. А вот вопрос таланта всегда остается открытым. Иногда хорошему, профессиональному журналисту трудно отказаться от сухой публицистики в пользу художественности.

Вы работали в самых разнообразных жанрах — от детектива и комедии абсурда до психологического триллера и политической сатиры. Оглядываясь 10_10назад, можете определить свой стиль?

Скорее, это жанры «работали» со мной! Я себя ни в чем не ограничиваю и пишу то, что хочу, сценарии в том числе. Но, наверное, мне ближе «психологическая» проза, где на первом месте стоит не сюжет, а внутренний мир какого-нибудь странного человека и мотивация его поступков. Такое мне писать интереснее.

Если ли среди ваших книг наиболее любимая вами?

Во все книги вкладываю такую огромную частицу себя, что выбрать какую-то одну трудно. На данный момент я люблю те книги, которые должны выйти в этом году, — сборник рассказов «Зроби це ніжно» и роман «ЛСДЛіцей слухняних дружин». Они сейчас более уязвимы, ибо новорожденные.

НЕ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

В ваших произведениях чувствуется крепкий мировоззренческий фундамент. Приходилось ли когда-нибудь кардинально менять систему ценностей?

Кардинально — нет. Я считаю, что «мировоззренческий фундамент» в человеке выстраивается до 25 лет, а дальше идет лишь коррекция, наращивание, накопление опыта и правильное его использование. Если ты до этого возраста не определился со своими ценностями, целями, приоритетами, не набрал необходимых знаний и не имеешь стрежня внутри себя, дальше жить будет очень нелегко, будешь крутиться, как флюгер, и каждый раз кардинально менять свои взгляды — а это процесс болезненный.

Работая над книгой, вы изначально вкладываете в нее определенную мораль или же просто рассказываете историю?

Конечно же, вкладываю, иначе нет смысла писать. Историй можно придумать много. А вот зачем — вопрос. Я думаю, что каждый хороший писатель прежде всего мучается каким-то вопросом, идеей и хочет донести ее людям, что-то передать и, возможно, помочь разобраться в жизни. Не мне судить, получается ли это у меня, но 10_9ориентируюсь я с детства именно на таких писателей. А просто читать какие-то истории — только время тратить.

«НЕ ПИСАТЬ» ЗНАЧИТ «НЕ ДЫШАТЬ»

Многие говорят, что писатели — это существа, подключенные к чему-то свыше. Как считаете, литературный талант — это дар или результат усердной работы?

Наверное, это… болезнь, вирус, которым заражаешься в детстве. Так я думаю сейчас и никому не посоветую входить в эту реку, если, кроме усердия, за душой ничего нет. «Высидеть» мысль, идею, поэзию, слова за клавиатурой компьютера невозможно, а усердно выписать историю «про любовь соседа дяди Васи к тете Дусе» вполне реально. Но будет ли это усердие вознаграждено любовью и пониманием читателей?

Какая вам нужна атмосфера для того, чтобы писать? Важно, день это или ночь, чашка с чаем или кофе, дымящаяся трубка или сигарета?

Ничего такого мне не нужно. Я писала и пишу всегда. Даже в маршрутке или когда мою посуду — мысленно. Ни тишины, ни кофе, никаких других внешних признаков того, что я «творю и не трогайте меня!», мне не нужно. Никаких графиков и сроков я себе не выставляю. Есть время — пишу. И утром, и вечером. А могу не писать месяцами, а потом «краник открывается» и выходит так, что «не писать» равносильно «не дышать».

Говорят, нужно выпускать минимум две книжки в год, чтобы о тебе не забыли. Так ли это?

Количество не является признаком качества. А с другой стороны, кто же тебя будет печатать в нынешних условиях рынка, если ты некачественно пишешь и тебя не покупают? Можно, конечно, печататься за свой счет, но это не повысит продаж. Сегодня у меня выходит одна-две книжки в год. В прошедшем году — а год для меня понятие не календарное, а «помесячное», скажем так, — с апреля по сентябрь у меня вышли две книги, а до следующего апреля выйдет еще две. Но это не потому, что я так запланировала, а потому, что... так хочет «мсье Паскаль». То есть та сила, которая живет и движется в моих мозгах.

НА ЛЮБОЙ ВКУС

В одном из интервью вы сказали, что у нас модно писать «чернуху». В последнее время ситуация не изменилась?

10_11Сейчас, как мне кажется, эта мода проходит. Молодые писатели, кто начинал с «чернухи», выросли и повзрослели. Наверное, сами над собой посмеиваются. А в украинской современной литературе есть все, что есть и в других литературах, на любой вкус.

А чего не хватает нашей литературе?

Не хватает, пожалуй, профессиональной критики, объективного и «немеждусобойного» анализа, который формировал бы вкусы читателя.

Следите ли вы за «коллегами по перу»? Чьи книги вам наиболее близки?

Я дружу со многими коллегами и всегда в отношении их субъективна. Радуюсь их успехам и не хочу никого выделять. Поэтому мне легче сказать о том, что мне не близко: истории ради историй, в которых нет никаких метафор, мысли, открытий, новизны и тех обобщений, которые делают рассказанную автором историю Литературой.

ЗА КАДРОМ

А с чего началась ваша работа в киноиндустрии?

Продюсеры прочитали мои книги, нашли меня и предложили писать сценарии. Сейчас в работе два фильма. Мне очень повезло, что я по случайности стала еще и сценаристом. Вот уже три года преподаю кинодраматургию в столичном театральном университете имени Карпенко-Карого.

Вас также можно увидеть в нескольких эпизодах в качестве актрисы. Как вам это амплуа?

Помню, бродила улицами Донецка и ждала вопроса: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Дождалась его спустя более чем 30 лет. В «Пуговице» промелькнула на экране в качестве хозяйки картинной галереи, в «Таинственном острове» хозяйки острова. И даже получила деньги за съемочные дни! Перевоплощалась легко. Но продолжать это дело у меня желание отпало.

Какую вашу книгу, фильм по вашему сценарию можно ждать в ближайшее время?

10_6В мае начинаются съемки полнометражного историческо-приключенческого детектива с элементами триллера «Максим Оса». В основу сценария положен комикс Игоря Баранько, который мы с режиссером Алексеем Мамедовым изменили на 99 процентов. Как сказал продюсер Алексей Шапарев, фильм должен выйти к осени следующего года.

СПРАВКА

Украинская журналистка, писательница и поэтесса.

Работала заместителем главного редактора журнала «Натали», главным редактором журнала «Караван историй. Украина» и журналистом издания «Академия». Также была официанткой в ресторане, шпрехшталмейстером в цирке, Снегурочкой в фирме «Праздник», заведующей видеосалоном в кинотеатре.

Автор иллюстраций к книгам Ларисы Масенко, Оксаны Соловей, Леся Танюка.

Автор двух сборников поэзии.

Вышивает бисером, играет на гитаре.

Победительница литературных конкурсов «Коронация слова» 2000-го, 2001-го и 2005годов.

БЛИЦ-ОПРОС

Если бы вы не писали книги, то

все равно писала бы книги!

Если бы вы жили не в Украине, то

искала бы в мире «точно такое же, но с перламутровыми пуговицами». (Улыбается.)

Самое важное событие в жизни?

Рождение дочери, встреча с мужем Игорем Жуком.

Качество, которое вас восхищает в людях?

Естественность.

Книга, которую сейчас читаете?

«Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками».

 
 

Автор: Татьяна ПОСТАВНАЯ

Мадонна прилетела в Киев

Мадонна прилетела в Киев вместе с дочерью и бойфрендом. 

Егорова готова оставить Мухарского

Будущее детей для телеведущей важнее личных отношений. 

Александр Ф. Скляр: по стопам великих…

После того как закончился большой период группы «Ва-БанкЪ», уже более 12 лет Александр Ф. Скляр исполняет песни Вертинского… Почему? «Да потому, что раньше я соизмерял свой возраст с живущим Высоцким, то есть думал о том, что делал Высоцкий в моем возрасте, какие песни он писал, — отвечает на уже ставший классическим вопрос Скляр. — Когда мне исполнилось 43, дальше уже не мог соизмерять, потому что дальше Высоцкого не было. И следующим соизмерителем для меня стал Александр Вертинский. Это очень важное совпадение: 54 года — а именно столько мне в данный момент — Вертинскому исполнилось, когда он вернулся в СССР. И именно сейчас выходят мои пластинки с его стихами. И теперь я буду все время себя с ним соизмерять».

Обыгравший мир

2013 год обещает быть для выдающегося шахматиста Гарри Каспарова удачным. Судите сами: свой 50-летний юбилей 13-й чемпион мира по шахматам отметит 13 апреля. А в 13 лет он выиграл свои первые серьезные соревнования — турнир СССР среди юношей. Вот такая магия цифр...

Работать, работать и еще раз работать! Именно с таким девизом идут по жизни многие современные девушки. И что удивительно, с каждым годом таких трудяг становится все больше и больше. Ученые умы бьют тревогу: мол, негоже бабе быть наравне с мужиком. Детей воспитывать, уют в доме создавать, мужа холить и лелеять — вот прерогатива женщины. При этом второстепенные задачи никто не отменял: на помаду, платье, туфли, детские кружки не забывай зарабатывать. Есть, конечно, мужчины в наших селеньях, которые готовы взять на себя ответственность за семью, но их днем с огнем не сыщешь. Остальные вроде как и не против такой ситуации.

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2018 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.