Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Мозаика  Литература 

Творческий вирус Ирен Роздобудько

Творческий вирус Ирен Роздобудько

11 марта 2013 г.


Нас всегда восхищают люди, сумевшие воплотить в реальность детскую мечту. Ирен с шести лет знала, кем хочет стать, а сейчас просто наслаждается жизнью, которая неразрывно связана с творчеством и литературой.

Пока ее книги получают всевозможные награды, она рисует, вышивает бисером, снимает мультфильмы и пишет новый роман. Несмотря на такой плотный график, Ирен нашла время ответить на наши вопросы.

В ЖАНРЕ СВОБОДЫ

У вас за плечами годы журналистской работы. Как этот опыт повлиял на написанные вами книги?

Журналистика меня очень сильно дисциплинировала, ведь это работа, в которой нет понятия «вдохновение». То есть ты пишешь то, что необходимо для издания, и сдаешь точно в срок. Конечно, такой опыт помогает не расслабляться и дает навык писать и повышать уровень письма, поэтому журналист и филолог быстрее может стать писателем. А вот вопрос таланта всегда остается открытым. Иногда хорошему, профессиональному журналисту трудно отказаться от сухой публицистики в пользу художественности.

Вы работали в самых разнообразных жанрах — от детектива и комедии абсурда до психологического триллера и политической сатиры. Оглядываясь 10_10назад, можете определить свой стиль?

Скорее, это жанры «работали» со мной! Я себя ни в чем не ограничиваю и пишу то, что хочу, сценарии в том числе. Но, наверное, мне ближе «психологическая» проза, где на первом месте стоит не сюжет, а внутренний мир какого-нибудь странного человека и мотивация его поступков. Такое мне писать интереснее.

Если ли среди ваших книг наиболее любимая вами?

Во все книги вкладываю такую огромную частицу себя, что выбрать какую-то одну трудно. На данный момент я люблю те книги, которые должны выйти в этом году, — сборник рассказов «Зроби це ніжно» и роман «ЛСДЛіцей слухняних дружин». Они сейчас более уязвимы, ибо новорожденные.

НЕ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

В ваших произведениях чувствуется крепкий мировоззренческий фундамент. Приходилось ли когда-нибудь кардинально менять систему ценностей?

Кардинально — нет. Я считаю, что «мировоззренческий фундамент» в человеке выстраивается до 25 лет, а дальше идет лишь коррекция, наращивание, накопление опыта и правильное его использование. Если ты до этого возраста не определился со своими ценностями, целями, приоритетами, не набрал необходимых знаний и не имеешь стрежня внутри себя, дальше жить будет очень нелегко, будешь крутиться, как флюгер, и каждый раз кардинально менять свои взгляды — а это процесс болезненный.

Работая над книгой, вы изначально вкладываете в нее определенную мораль или же просто рассказываете историю?

Конечно же, вкладываю, иначе нет смысла писать. Историй можно придумать много. А вот зачем — вопрос. Я думаю, что каждый хороший писатель прежде всего мучается каким-то вопросом, идеей и хочет донести ее людям, что-то передать и, возможно, помочь разобраться в жизни. Не мне судить, получается ли это у меня, но 10_9ориентируюсь я с детства именно на таких писателей. А просто читать какие-то истории — только время тратить.

«НЕ ПИСАТЬ» ЗНАЧИТ «НЕ ДЫШАТЬ»

Многие говорят, что писатели — это существа, подключенные к чему-то свыше. Как считаете, литературный талант — это дар или результат усердной работы?

Наверное, это… болезнь, вирус, которым заражаешься в детстве. Так я думаю сейчас и никому не посоветую входить в эту реку, если, кроме усердия, за душой ничего нет. «Высидеть» мысль, идею, поэзию, слова за клавиатурой компьютера невозможно, а усердно выписать историю «про любовь соседа дяди Васи к тете Дусе» вполне реально. Но будет ли это усердие вознаграждено любовью и пониманием читателей?

Какая вам нужна атмосфера для того, чтобы писать? Важно, день это или ночь, чашка с чаем или кофе, дымящаяся трубка или сигарета?

Ничего такого мне не нужно. Я писала и пишу всегда. Даже в маршрутке или когда мою посуду — мысленно. Ни тишины, ни кофе, никаких других внешних признаков того, что я «творю и не трогайте меня!», мне не нужно. Никаких графиков и сроков я себе не выставляю. Есть время — пишу. И утром, и вечером. А могу не писать месяцами, а потом «краник открывается» и выходит так, что «не писать» равносильно «не дышать».

Говорят, нужно выпускать минимум две книжки в год, чтобы о тебе не забыли. Так ли это?

Количество не является признаком качества. А с другой стороны, кто же тебя будет печатать в нынешних условиях рынка, если ты некачественно пишешь и тебя не покупают? Можно, конечно, печататься за свой счет, но это не повысит продаж. Сегодня у меня выходит одна-две книжки в год. В прошедшем году — а год для меня понятие не календарное, а «помесячное», скажем так, — с апреля по сентябрь у меня вышли две книги, а до следующего апреля выйдет еще две. Но это не потому, что я так запланировала, а потому, что... так хочет «мсье Паскаль». То есть та сила, которая живет и движется в моих мозгах.

НА ЛЮБОЙ ВКУС

В одном из интервью вы сказали, что у нас модно писать «чернуху». В последнее время ситуация не изменилась?

10_11Сейчас, как мне кажется, эта мода проходит. Молодые писатели, кто начинал с «чернухи», выросли и повзрослели. Наверное, сами над собой посмеиваются. А в украинской современной литературе есть все, что есть и в других литературах, на любой вкус.

А чего не хватает нашей литературе?

Не хватает, пожалуй, профессиональной критики, объективного и «немеждусобойного» анализа, который формировал бы вкусы читателя.

Следите ли вы за «коллегами по перу»? Чьи книги вам наиболее близки?

Я дружу со многими коллегами и всегда в отношении их субъективна. Радуюсь их успехам и не хочу никого выделять. Поэтому мне легче сказать о том, что мне не близко: истории ради историй, в которых нет никаких метафор, мысли, открытий, новизны и тех обобщений, которые делают рассказанную автором историю Литературой.

ЗА КАДРОМ

А с чего началась ваша работа в киноиндустрии?

Продюсеры прочитали мои книги, нашли меня и предложили писать сценарии. Сейчас в работе два фильма. Мне очень повезло, что я по случайности стала еще и сценаристом. Вот уже три года преподаю кинодраматургию в столичном театральном университете имени Карпенко-Карого.

Вас также можно увидеть в нескольких эпизодах в качестве актрисы. Как вам это амплуа?

Помню, бродила улицами Донецка и ждала вопроса: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Дождалась его спустя более чем 30 лет. В «Пуговице» промелькнула на экране в качестве хозяйки картинной галереи, в «Таинственном острове» хозяйки острова. И даже получила деньги за съемочные дни! Перевоплощалась легко. Но продолжать это дело у меня желание отпало.

Какую вашу книгу, фильм по вашему сценарию можно ждать в ближайшее время?

10_6В мае начинаются съемки полнометражного историческо-приключенческого детектива с элементами триллера «Максим Оса». В основу сценария положен комикс Игоря Баранько, который мы с режиссером Алексеем Мамедовым изменили на 99 процентов. Как сказал продюсер Алексей Шапарев, фильм должен выйти к осени следующего года.

СПРАВКА

Украинская журналистка, писательница и поэтесса.

Работала заместителем главного редактора журнала «Натали», главным редактором журнала «Караван историй. Украина» и журналистом издания «Академия». Также была официанткой в ресторане, шпрехшталмейстером в цирке, Снегурочкой в фирме «Праздник», заведующей видеосалоном в кинотеатре.

Автор иллюстраций к книгам Ларисы Масенко, Оксаны Соловей, Леся Танюка.

Автор двух сборников поэзии.

Вышивает бисером, играет на гитаре.

Победительница литературных конкурсов «Коронация слова» 2000-го, 2001-го и 2005годов.

БЛИЦ-ОПРОС

Если бы вы не писали книги, то

все равно писала бы книги!

Если бы вы жили не в Украине, то

искала бы в мире «точно такое же, но с перламутровыми пуговицами». (Улыбается.)

Самое важное событие в жизни?

Рождение дочери, встреча с мужем Игорем Жуком.

Качество, которое вас восхищает в людях?

Естественность.

Книга, которую сейчас читаете?

«Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками».

 
 

Автор: Татьяна ПОСТАВНАЯ

Герой нашего времени Денис Силантьев

Этот человек не нуждается в представлении. Еще один украинец, благодаря которому о нашей стране говорят не только как о самой коррумпированной. Прославившись на весь мир, Денис Силантьев решил не останавливаться на достигнутом и продолжил заниматься спортом, но уже в другой ипостаси.  Сегодня он — президент Фонда поддержки молодежного и олимпийского плавания, организатор многих благотворительных проектов, автор книги. Об общественной и политической деятельности чемпиона читайте в сегодняшнем номере «Арт-Мозаики».

Слава Фролова: профессия — праздник

Кто из нас не мечтал о том, чтобы праздник был каждый день? Но одни фантазируют, а другие делают все, чтобы мечта осуществилась. Слава Фролова относится ко второй категории людей.

Андрей Бедняков: вокруг света за монету!

Большинство из нас мечтает увидеть мир. Кто-то, чтобы совершить вожделенное турне, как сумасшедший, работает, откладывая свои кровные. Кому-то вроде и не нужно экономить и собирать деньги, но не хватает времени. Но есть третья категория — счастливчики, которым лично я всегда завидовала. По-белому, конечно.

«Арктика» показала своих женихов!

Группа «Арктика» отсняла новое видео на песню «Нечего терять» из альбома «Белая звезда». По словам Ольги Горбачевой, которая написала эту песню, «Нечего терять» сделает «Арктику» новыми королевами дискотек и танцполов.

Солистка "ВИА Гры" готовится к скорой свадьбе.

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2017 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.