Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Мозаика  Этюд 

Хаяо Миядзаки: «Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека»

Хаяо Миядзаки: «Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека»

9 июля 2013 г.


Недавно мой друг прилетел из Стокгольма, и мы встретились в уютном кафе. Мы не виделись два года, и нам было о чем поговорить. «Ну, как ты? Как дела? Как работа? Учеба? Личная жизнь?» Обменявшись парой-тройкой новостей, мы поняли, что «дела как-то идут», и переключились на смузи и более вдохновляющие темы. «Кстати, — сказал мой друг. — Ты посмотрела «Унесенных призраками»? Я присылал тебе ссылку». Мой друг, можно сказать, эксперт в анимации. Мультфильмы сблизили нас когда-то и не отпускают до сих пор. И если мой друг что-то советует посмотреть, значит, это того стоит. Конечно, я посмотрела «Унесенных призраками» — шедевр японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. И в который раз поняла, что наша подсознательная вера в сказку делает жизнь невероятно интересной.

УМЕНИЕ УДИВЛЯТЬСЯ

Наверное, только японский художник может на полном серьезе сказать, подобно Хаяо Миядзаки: «Вдохновение можно найтидаже в прогнозе погоды». Японцы считают, что и дети, и взрослые должны уметь удивляться. Впечатлительность позволяет ощущать сердцем такие явления, как голоса птиц, шум ветра и плеск волн, а также понять душу близкого человека. Для этого ребенку нужно видеть прекрасное каждую минуту, иметь с любой жизненной реалией прямой контакт: трогать, слышать, ощущать, обонять, осязать. Можно сказать, эстетическое образование в Японии — это культ, который поддерживает семья, общество и 30561c .Miyazaki -inside -1государство. Искусство для японцев становится образом жизни. Вот, например, вы способны увидеть звук? А японец может даже сказать, какой он на вкус.

Сам художник считает, что тот, у кого недостаточно опыта наблюдений, вряд ли может называть себя аниматором. Однажды, когда в студии разрабатывали сцену с горящим огнем, часть сотрудников призналась Миядзаки, что они никогда не видели пылающих поленьев. И он сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите».

Хаяо Миядзаки часто говорит о памяти предков и считает, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшиеся им знания становятся все более и более недосягаемыми. Поэтому больше всего на свете аниматор хотел бы снять фильм, который способен разбудить в людях эту память. И если он когда-нибудь сделает это, он точно сможет назвать себя счастливым человеком. Только вот зрители уверены, что такой фильм уже снят. И называется он «Унесенные призраками».

УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ

«Унесенные призраками» появились в 2002 году и, как большинство работ Хаяо Миядзаки, посвящены теме взаимоотношений человека с природой и технологиями. Это самый коммерчески успешный японский мультфильм. Он имел огромный успех у критиков и зрителей и фигурирует во всевозможных рейтингах шедевров анимационного искусства. «Унесенные призраками» получили премию «Оскар» в категории «Лучший мультипликационный полнометражный фильм», опередив «Ледниковый период», «Лило и Стича», «Спирита» и «Планету сокровищ». Это сказочное творение также завоевало приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля в 2002 году, стало лучшим фильмом года по мнению Японской и Гонконгской киноакадемий и было названо анимационной лентой года Национальным советом критиков Америки, плюс четыре американских премии «Эмми».

О чем же этот мультфильм, покоривший зрителей по всему миру? Здесь есть все: и сказка, и невероятные существа, словно пришедшие из наших сновидений, и завораживающая красота волшебного мира, и ощущение, что этот мир не 21881_originalвыдуманный, а вполне реальный и что нас, «настоящих», постоянно пытаются подменить и заколдовать… Это таинственная история о девочке Тихиро, которая вместе с родителями переезжает в новый дом, расположенный где-то в глубинке Японии. Перепутав дорогу, семья оказывается в странном пустующем городке, в котором правит колдунья Юбаба, превращающая людей в животных. Чтобы спасти своих родителей, которые стали свиньями, и вернуть им человеческий облик, Тихиро остается в волшебном мире и становится одной из работниц Юбабы. Здесь она приобретает друзей, расколдовывает отца с матерью и, конечно же, после невероятных приключений находит дорогу назад.

БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО

Именно японские художники и режиссеры стали пионерами анимационного жанра, выпустив в начале прошлого века первый рисованный фильм. Что же касается Хаяо Миядзаки и студии Ghibli, то и здесь можно говорить о новаторстве. Девиз кинокомпании «Вдохнем свежее дыхание в мир японской анимации!» говорит сам за себя. Ghibli появилась в 1983 году. Эта студия одной из первых стала активно использовать компьютерные технологии в создании аниме. Странное для японского уха название было позаимствовано Хаяо Миядзаки у итальянского разведывательного самолета времен Второй мировой войны: как известно, аниматор — большой любитель авиации и Средиземноморья, а также поклонник творчества французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери. Особое место в фильмах студии Ghibli занимает музыка. Саундреки регулярно получают награды и премии и выпускаются отдельными сборниками. Например, веселый джаз Ghibli 26481545пользуется большой популярностью на YouTube.

Студия Хаяо Миядзаки стала первопроходцем в индустрии аниме. Она первая и пока единственная в своем роде занимается исключительно созданием высококачественных полнометражных мультфильмов. С точки зрения экономики это довольно рискованная позиция в условиях острой конкуренции на японском рынке. Если фильм провалится в прокате, студия автоматически становится банкротом. Но благодаря такой преданности идее на свет появились «Мой сосед Тоторо» (1988), «Могила светлячков» (1988), «Шепот сердца» (1995), «Принцесса Мононокэ» (1997), «Унесенные призраками» (2001), «Возвращение кота» (2002), «Ходячий замок Хауло» (2004), «Рыбка Поньо на утесе» (2008) и другие. Основатель студии любит повторять: «Несмотря на то что сейчас дешевле купить права на фильм, чем снять его, никогда не упускайте шанса сразиться с продюсерами».

РУЧНАЯ РАБОТА

Миядзаки признает: рисованная анимация умирает. Мастера этого жанра скоро станут не нужны, как когда-то оказались не у дел создатели фресок. Но художник счастлив, что ему довелось посвятить этому умирающему ремеслу больше 40 лет. Миядзаки рисует «по старинке» — карандашиком. Он признает,что компьютер способен на большее, чем человеческая рука, но не торопится его осваивать. Художник всегда говорит сотрудникам компьютерного отдела своей студии:«Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».

Творческий путь основателя студии Ghibli был весьма тернист, полон кропотливого труда и бесконечных поисков. Как художник Миядзаки начинал с манги — традиционных японских комиксов. В Стране восходящего солнца мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров на самые разнообразные темы. Практика рисования комиксов помогла талантливому художнику выработать свой стиль, который в полной мере проявился в его анимационных работах.

N 5006f 2ade 2388ЯПОНСКИЙ НОВАТОР

Хаяо Миядзаки оказал огромное влияние на японскую анимацию. До него аниме предназначалось исключительно для детей. Миядзаки первым стал создавать полнометражные мультипликационные ленты, ориентированные не только на младшую аудиторию, но и на взрослых. «Хороший детский фильмнужно снимать с расчетом на взрослых», — считает японский аниматор.Также он изменил критерии выбора сюжетов, перестал акцентировать внимание на японских реалиях и культуре, рассказывая истории, близкие людям всех стран и континентов. Хотя фильмы Миязаки специфически японские по ощущениям и образу мышления, их эстетика и напряженная драматичность универсальны по своему воздействию. Они не являются очередной развлекательной историей, которую забываешь сразу после титров.

СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ

В одном из интервью Хаяо Миядзаки рассказал о происхождении некоторых образов своих аниме: «Главный герой большинства моих фильмов — девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришел, но лучше ограничиться кратким ответом: все дело в том, что я очень люблю женщин. А еще в Pic _1358614256моих фильмах очень много свиней. Может быть, это просто потому, что свинью легче нарисовать, чем верблюда или жирафа... Но, если говорить правду, мне кажется, что свинья очень похожа на человека — по поведению и внешне».

Даже не верится, что этот «законченный пессимист», по словам самого Миядзаки, воплощает на экране такие оптимистические истории. Художник живет с ощущением того, что современный мир бесплоден, пуст и лжив, и надеется дожить до того дня, когда все застройщики обанкротятся, Япония обеднеет, а все вокруг покроет высокая дикая трава. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, Миядзаки искренне желает ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить малышу, что он не должен был приходить в этот «догорающий мир».

Единственное, чем взрослые могут помочь детям, — это благословить их. С мыслями об этом японский художник и создает свои анимационные истории. Хаяо Миядзаки не собирается делать фильмы, которые призывают: «Отчаивайся, беги и прячься». Все, что он хочет сказать, — это: «Не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее». А еще один из самых выдающихся аниматоров мира однажды признался: «Иногда мне хочется сказать:«Откажитесь от анимации — вокруг нас и так слишком много воображаемых вещей». Возможно, к его словам стоит прислушаться?

 
 

Автор: Ирина ЗУБКОВА

Победительницу "Евровидения" обвинили в плагиате

Нидерландские СМИ заявили, что песня, которую исполнила Эмили де Форест, очень похожа на трек 2002 года.

Макс Барских оказался среди победителей премии МУЗ-ТВ 2012

Стали известны победители главной музыкальной премии в России МУЗ-ТВ.

Джонни Депп ответит в суде за избиение женщины

Правда, "приложил" руки к женщине не сам актера, а его охрана.

Владимир Гришко: побег из рая

Скажу честно, Владимиру Гришко мне удалось задать всего несколько вопросов из подготовленных 25. Сначала я пребывала в растерянности, не зная, что делать в такой ситуации. Но потом решила оставить все как есть. Я уже давно заметила, что людям с богатым жизненным опытом есть что сказать и без вопросов журналистов. Достаточно проявить неподдельное внимание к такой личности, ее творчеству и достижениям.

Футбол уже давно перестал быть просто спортом — сегодня это шоу мирового масштаба. В него вкладываются огромные деньги, топ-игроки получают фантастические гонорары, а матчи посещают сотни тысяч фанатов. Какие же футбольные клубы были первыми в своих странах? Начнем, естественно, с родины футбола — Англии. Ведь, как признала ФИФА, именно на Туманном Альбионе был основан первый в мире футбольный клуб.

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2017 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.