Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Мозаика  Этюд 

Тайный Париж

Тайный Париж

15 октября 2012 г.


В Москве прошла выставка знаменитого французского фотографа Брассая. Прочувствуем атмосферу Парижа начала ХХ века вместе с ним?

Брассай — классик жанровой фотографии. Большинство его снимков отражают тайную жизнь французской столицы и ее обитателей.

Свет во тьме

Настоящее имя этого автора — Дьюла Халас: он венгр по национальности, художник по образованию. Карьера в сфере изобразительного искусства не позволяла заработать на жизнь, и он пошел по журналистской стезе. Писал репортажи во французские, немецкие и венгерские газеты на любые темы — от спорта до сельского хозяйства. Статьям нужны были иллюстрации — так, в 1924 году он впервые взял в руки камеру. Сам он тогда фотографию искусством не считал, но все изменилось, когда он начал запечатлевать ночную жизнь французской столицы.

В 1932 году появился его первый альбом «Ночной Париж», который показал город необычным и мистическим. На снимках были гуляки, пьяницы, бандиты и проститутки. Удивительная игра света и тени придавала этим персонажам театральности. Это был причудливый спектакль света: газовые фонари, автомобильные фары, электрические трамвайные огни, озаренные окна, фейерверки и сияющие струи фонтанов — и тьмы: кабаре, кабаки, бордели и кафе.

По лабиринту душ

Эта книга до сих пор считается канонической для истории фотографии, а Париж Брассая — это особый мир бедных районов, герои которых — бродяги и сутенеры, их небогатые клиенты, девушки и актрисы — стали неотъемлемой частью городского очарования в представлении автора.

Кроме жанровых сценок он запечатлевал цветы, камни, какие-то совершенно не примечательные предметы, а также создал большую коллекцию фотографий надписей и рисунков на стенах заводов и казарм. Сейчас снимки Брассая представляют собой интерес не только как произведения искусства, но и как исторические документы.

Кроме того, он — талантливый портретист. Его моделями становились такие знаменитости, как Пабло Пикассо, Генри Миллер, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жан Жене и другие. Фотографу удавалось удивительно точно передать психологическое состояние человека, неважно кого — всем известного политического деятеля или проститутки из соседнего кафе.

Поле битвы

Московская выставка в «Мультимедиа Арт Музее» интересна не только потому, что это была самая обширная ретроспектива Брассая в России, но и тем, что в экспозицию входил его единственный короткометражный фильм «Пока будут звери». Кураторы также представили на суд зрителей графику, гобелен, две скульптуры  («Голову Пикассо» 1947 года и «Зрелую женщину», созданную в 1971-м, когда Брассай уже не занимался фотографией), а также негативы на стекле «Трансмутации» — самую личную серию мастера, некоторые работы из которой он запретил выставлять из-за их интимного характера.

Но все же главным героем экспозиции был Париж. Брассай его систематизировал, разделил на составляющие и собрал из крупиц: лестницы, мосты, окна, обшарпанные фасады, граффити, витрины с манекенами, кошки, люди под зонтами, парочки в кафе, одинокие персонажи — ярко одетые и в лохмотьях, дети на улице, женщины, ню, завлекающие и печальные, мясные лавки, мастерские художников. Французскую столицу, мекку искусства прошлого столетия, Брассай называл своим «полем битвы» и не видел себя ни в каком другом городе мира, мастерски используя в фотографиях архитектуру, свет, геометрию улиц Парижа. Он снимал тени в переулках и любовался символами города: площадью Согласия, Эйфелевой башней, решетками Люксембургского сада; фотографировал случайных прохожих, старьевщиков и, конечно же, своих знаменитых современников.

На выставке также были показаны фотоработы 1930—1940-х годов, объединенные в тематические проекты «Ночной Париж», «Тайный Париж», «Дневной Париж», «Сюрреализм в фотографии», «Граффити» (1933—1956) и «Ню», где снимки сочетаются с графическими работами художника.

Брассаю удалось поймать каждую ниточку из истории Парижа и связать из них гигантское полотно жизни удивительного города. Выставка изымает художника из истории фотографии и возвращает его большой истории искусства, как он и мечтал с самого начала своей карьеры.

 
 

Автор: Евгения ПРИТУЛА

«Неоновые» люди

История знает немало случаев, когда от людей по непонятным причинам вдруг начинало исходить мощное свечение. Что это? Признак святости, результат недугов, «проявление» ауры или сверхспособностей человека?

Дочь Волочковой стала моделью

Девочка приняла участие в показе мод известного итальянского бренда.

Третий "Дневник Бриджит Джонс" увидит свет в ноябре

Первый тираж книги составит 250 тысяч экземпляров.

Полюс твоего притяжения…

То и дело по телевидению и в прессе сообщают об удивительных людях-магнитах, способных притягивать к себе различные предметы — от вилок и ложек до утюгов и стульев. «Как такое может быть? — удивляемся мы. — Что это — демонстрация сверхспособностей или затейливые фокусы?»

Владимир Высоцкий… Без его творчества наш мир представить уже нельзя! Бард — так его называли при жизни. Большой русский поэт — так стали величать после ухода... Это человек, чьи стихи и песни давно уже разошлись на цитаты стали поистине «народным» достоянием…

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2018 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.