Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Интервью 

Атомы свободы Эдуарда Безродного

Атомы свободы Эдуарда Безродного

17 сентября 2012 г.


Эдуард Безродный — ведущий актер Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко, режиссер, драматург. Сыграл и поставил множество спектаклей как на сценах Украины, так и во многих странах Европы. Это интервью записано под натиском моих друзей, родственников и коллег — зрителей, безгранично обожающих его творчество.

«Настоящий артист никогда не замечает публики», — сказал Оскар Уайльд. Эта фраза вызвала у меня, зрителя, большое недоумение. Выходит, разговоры о том, что любовь поклонников лицедея согревает, — это лишь жест вежливости? Но встретившись с Эдуардом Безродным, я поняла: настоящий артист лишь тот, кто отдает себя, не требуя вознаграждений. Талантливых актеров много, но тех, кто отмечен Богом, единицы. Именно они заставляют нас, зрителей, во время спектакля ощущать всеми клеточками, что перед тобой не просто человек, играющий роль, а феноменальная личность.

Залюбленный

Когда я впервые увидела вас на сцене, то решила, что Эдуард Безродный — это ваш псевдоним! Каково происхождение вашей фамилии?

— Моя настоящая фамилия — Лебедев. Но так сложилось, что, когда я получал паспорт, пришлось выбирать — оставить эту фамилию или взять другую — Безродный. Мой отец (его уже, к сожалению, нет с нами) сказал: «Оставь фамилию Безродный. Она принесет тебе счастье!»

X _ee 2a 21d2И он не ошибся!

Да, интересная штука: имя Эдуард в переводе означает «охраняющий род». Получилось символично, но не специально, в 16 лет я об этом не думал! Своим именем я обязан Мистеру Трололо. Родители не знали, как меня назвать, и решили: включаем телевизор — какой артист первым будет выступать, его имя и дадим сыну. Шла передача «Утренняя почта», и ведущий объявил: Эдуард Хиль!

В какой семье вы выросли? Вас воспитывали в строгости или давали свободу выбора? 

— Мои родители оба сироты. Встретились юная продавец обувного магазина и юный слесарь авиационного завода. Так как сами они не знали полноценного родительского тепла, все детство залюбливали меня, все средства отдавали на мое развитие. Папа сам мечтал стать актером и сделал все, чтобы это удалось мне. Я уверен, в этом и есть главный закон жизни: мы продолжаем жить в своих детях, и я воспринимаю это не символически, а физически. Я — атомы моего папы, и эти атомы делают то, что он задумал. У меня есть младшая сестра Надежда, мы очень похожи внешне, но с очень разными характерами, но она тоже живет интересной жизнью. В какой-то момент она и ее муж продали все и уехали работать в лесничество. Теперь живут в доме лесника, среди деревьев, озер. Я очень люблю бывать у них. И по-хорошему им завидую.

Актером уже в детстве мечтали стать или, как многие, космонавтом?

— Я мечтал быть моряком или матрешки разрисовывать!

Это как в вашей книге «Рассказки злобного мальчика: Хочу быть морским композитором»?

— Да, эта книга ведь по моим детским дневникам написана! Да, о море мечтал очень сильно. И композитором хотел стать. Но вот то, чего нет в книге: недавно я был на встрече выпускников школы и одна моя одноклассница сохранила «Анкету друзей». В графе «Кем вы хотите стать?» лет в 10-11 я писал: «Актером Малого театра».

Пока челюсть не сведет…

Легко в театральный поступили?

— Да, с наивысшим баллом.

X _8fc 89dddИ какие они были — годы студенческие?

— А их не было.

Как это? Это же самые яркие воспоминания в жизни!

— Меня ведь взяли в театр со второго курса, поэтому на первом я как-то толком и не успел осмотреться. Многие думают, что я и живу с такой же легкостью, как играю. На самом деле все сложно у меня было и есть. Много труда и мало личной жизни.

На первых порах у вас была боязнь сцены?

— Многие актеры не верят этому, и мало кто из читателей поверит, но не постесняюсь сравнить: у художника ведь нет боязни кисточки, а у музыканта нет боязни пианино. Так и я никогда не чувствовал никакой боязни сцены. Трепет, восторг, возбуждение — да.

Вашим наставником был Леонид Семенович Тарабаринов, народный артист СССР. А кто еще из актеров оказал на вас влияние?

— В детстве я почему-то был безумно влюблен в актера и режиссера Владимира Басова. Меня завораживали его нелепые жесты и странная грусть, задумчивость в глазах. И я изображал его: то в роли Дуремара, то Волка из «Красной шапочки». И говорят, что было очень похоже. Я думаю, он меня чему-то научил. Первое мое образование педагогическое, и я успел поработать в школе. Там у нас была театральная студия и чудесный режиссер Катерина Савельева. Она дала мне азы, помогла сделать первые шажки на пути к профессиональной сцене. А в институте, конечно, Леонид Семенович Тарабаринов. Чему он учил? Ну не ходить же по сцене! Приведу один характерный пример. Мне нужно было сдавать экзамен — читать рассказ Антона Павловича Чехова «Пересолил». А я тогда уже работал в театре, и в институте грозились, мол, будешь плохо учиться, мы в театр напишем! Леонид Семенович мне говорит: «Ты не переживай, я тебе помогу, поработаем индивидуально». А потом одну только фразу: «Антон Чехов. «Пересолил». Вот только объявление автора и название он репетировал со мной два с половиной часа! Я молчу о самом рассказе. Он как-то сказал: «Театр — это небо! Если делаешь что-то, делай на всю катушку, до смерти. А если можешь не делать, не делай, даже не берись». Это его слова. У него был еще один критерий. Вот я играю — ему не нравится, все плохо! И он тогда начинал доводить мои монологи до такого накала, что у самого Леонида Семеновича сводило челюсть. Вот такая была реакция! И пока у него в буквальном смысле не сводило челюсть, он меня не отпускал. Даже в мороз больше 30 градусов прямо на улице, в арке Госпрома, ночью репетировал со мной роль Гамлета. Это было, конечно, изнурительно, очень тяжело, представьте, чего только не сводило у меня, что творилось со мной! В какие-то моменты я был на грани, думал, что сломаюсь. Но выдержал. Всю жизнь буду ему благодарен, буду при любой возможности продлевать память о нем.

X _e 7a 84463На языке Бога, или Смешно быть атеистом

Чем отличается хороший театр от плохого? Существует ли идеальный храм Мельпомены, где «спектакль — это тонкая музыка, а не бренчание на рояле»?

— Вопрос в том, живой театр или мертвый. Я мечтаю о театре, который вернет его древнее, исконное, назначение. Театр изначально выполнял функцию моделирования реальности. Можно назвать это законом отражения. Моделирование какой-то благодатной реальности обязательно умножается в обществе благодатью. А когда мы моделируем негативную реальность, в жизни этот негатив уничтожается. Например, играя злодея на сцене, я в этот момент избавляю мир от тысячи злодеев. Это, конечно, очень примитивно я говорю, просто это тема не для одной публикации. 

За что вы благодарны своим поклонникам? Армен Джигарханян, к примеру, считает что, когда актер говорит, будто любовь зрителей его согревает, это все дежурные фразы.

— В принципе я с ним в чем-то согласен, если говорить об актере в том высшем понимании, как о служителе, несущем что-то большее, который работает не для зрителя, не для себя и не для режиссера, а для чего-то того, что сверху (это каждый человек называет по-своему). Но есть оговорка. Безусловно, когда я слышу в зале отклик на то, что делаю, это дает мне возможность подниматься к этому еще на одну ступеньку выше. Без них было бы либо невозможно это сделать, либо очень трудно. А что касается поклонников… Не скажу, что я слишком падок на плоды популярности. Но есть настолько душевные, искренние люди! Бывает, когда на душе ну так тошно, а кто-то подойдет в метро или напишет что-то хорошее, позвонит — и как-то сразу жить хочется, чувствуешь: есть для кого.

X _cb 9b 954aО каких актерах говорят: «Его поцеловал Бог»?

— Я уверен, настоящий актер не тот, кто играет, а тот, кто служит. И служит высшим сферам. Это тяжелый физический и моральный труд, часто даже неприятный. И тот, кто эти неприятности выдерживает только ради каких-то амбиций, не получает свой «фан-клуб». Тот, кто об этом не задумывается, — вокруг того собираются люди, единомышленники, последователи, поклонники. Люди ведь чувствуют, где правда, и к ней стремятся подсознательно. Никогда публика не была дурой! И когда у зрителя поднимается температура, все выворачивает изнутри, это же не из области мозга и даже не из области сердца. Это что-то другое… Я думаю, сейчас уже смешно быть атеистом. И театр как раз открывает это седьмое или восьмое. И людей это привлекает, они за это платят деньги. Я уверен, уверен, что в ближайшие годы мы откроем это, мы прикоснемся к нему и увидим: оно материализуется! Сейчас популярность театра так возросла, в кино пустые залы все чаще, а у нас всегда три яруса забиты. Это чудесно. 

Помните, героиня Вии Артмане в фильме «Театр» говорила: «Главное — это умение держать паузу». Мне кажется, очень сложно молчанием передать то, что порой невозможно выразить даже словами. И вам это всегда удается, но как?

— Пауза — это главная проверка для актера. Только в паузе он ровно то, что он есть на самом деле, — без слов, без мизансцены, без игры. Богдан-Игорь Антонич (Украинский поэт и писатель. —Прим. авт.) сказал: «Тишина — это язык, на котором с людьми говорит Бог». У меня есть мечта сыграть спектакль, где я буду стоять перед полным залом и молчать два часа, и зрители будут понимать, о чем я молчу. Это, наверное, похоже на утопию, но я верю. Если не верить, зачем тогда?..

Женщина в мужчине

Банальный вопрос, но тем не менее: что вас вдохновляет на творчество?

— Я не люблю поклон после спектакля, мне грустно на поклоне — наблюдательные зрители это заметили, хоть я и скрывал это. А вот начало спектакля, первые секунды, первые аккорды, когда ты только переступаешь из одной реальности в другую, — это вдохновляет.

В спектакле «Примадонны», на который зрители приходят по несколько раз, вы играете бедного актера, который перевоплощается в женщину. Не припомню, чтобы я так смеялась в театре. Это было сложно для вас — «сменить пол»?

— Если ты знаешь, ради чего ты это делаешь, твои клетки сами перестраиваются, как нужно. Когда я прочел эту пьесу, я подумал: «Американская конфетка, пустячок. Ну ладно, думаю, подурачимся». Но когда я услышал задачи, которые поставил режиссер Александр Аркадин-Школьник, когда узнал, что он хочет донести, то отнесся к этому уже очень серьезно. Я учился ходить, держать руки, голову — всем женским манерам и жестам. Актрисы нашего театра, конечно, мне помогали. И ногу подворачивал на каблуках, однажды во время танца туфлю потерял, однажды съехал парик. Но самое страшное было, когда, переодевшись в женщину, я выскочил на сцену, но забыл снять один носок. Представляете: изящная туфелька, каблук 12 сантиметров, колготки-сеточка и мужской носок! 

Y _412b 79c0В одном интервью вы признались, что вы очень стеснительный человек с кучей комплексов! Довольно странно это слышать от актера, который несет со сцены беспредельный позитив!

— Да, я с юности очень застенчивый, даже зажатый. Но сцена — она для того и дается человеку, чтобы избавляться от комплексов, найти возможность смотреть на себя со стороны. Для меня театр — это еще и путь к свободе.

Спектакль без актера

Вы из тех творческих личностей, кто не ограничивается какими-то рамками. Вырежиссер, писатель, художник и музыкант. Как режиссер что мечтаете поставить?

— Я сейчас настолько загружен в театре как актер (новую роль Федора Борзенко репетирую), к новой роли в кино готовлюсь (нельзя говорить заранее, в каком фильме, такая примета), но я все время что-то придумываю…Пребываю в состоянии спящего тигра, который вроде бы спит, но, если косуля пробегает, просыпается мгновенно. Сейчас я захвачен двумя вещами. На большой сцене я хочу поставить пьесу Ибсена «Кукольный дом», или, как ее называют по имени главной героини, «Нора». А для малой сцены более авангардный проект: хочу поставить спектакль по киносценарию Акиры Куросавы«Расемон».

Писательство более сложное для вас дело, чем актерство? 

— Не спится. Мысли приходят, и я пишу. Постоянно сотрудничаю со своим редактором Андреем Краснящих. Он и помогает, и поругать может. Я очень люблю Сергея Жадана, мы, бывает, общаемся, он тоже подсказывает. Он как-то перевел на украинский язык часть моей «Радиоточки». Мне очень понравилось!

Вы еще и рисуете!

— Да, у меня уже много работ новых накопилось, есть что показать. Но нет времени и нет куратора, который бы все это организовал. 

Как вы думаете, люди видят в ваших работах то, что вы хотели до них донести? Смотреть — это одно, сложнее увидеть...

— Я ведь не профессиональный художник, поэтому мои картины — это такие попытки поставить спектакли без сцены и без актеров, спектакли на полотне, я сам их пока плохо понимаю, а людям, наверное, еще сложнее. Правда, после моей персональной выставки в Харьковской муниципальной галерее книга отзывов была исписана до последней страницы. Значит, можно предположить, что что-то видят.

Матч1Кинопауза

Вас не часто можно увидеть в кино, хотя для театрального актера это неплохой способ заработать. Наверное, предложений вам поступает немало! Почему отказываетесь?

— Бывает, приглашают. Но как тогда с театром?

Все же вы сыграли в фильме «Матч», который наделал много шума. 

— Просто все совпало по времени. У нас в театре как раз начинался отпуск, и роль в фильме была совсем маленькая — вот и успел. 

Роль для вас, кстати, не характерная. Я даже вас не сразу узнала.

— Да, меня там старили. Режиссер сказал: «Слишком молодо выглядит, не дашь ему 40 лет»!Мне рисовали морщины, клеяли усы, прятали волосы под кепкой.

В фильме «Ангелы войны» у вас большая роль. Как удалось выкроить время для съемок?

— В театре как раз выпускалась пьеса, в которой я не был занят, в это время шли репетиции, а спектакли не игрались. Я рад такому совпадению, фильм получился, за роль не стыдно.

Как ведут себя звезды кино на съемочной площадке?

— Все по-разному. Кто-то сосредоточен, а кто-то анекдоты травит; кто-то расслабляется в вагончике на топчанчике. Люди как люди, как в любом обществе себя ведут.

Не двудонный, не поклонный

Старая актерская традиция — розыгрыши. Вы попадались на эту удочку?

— У нас два актера есть смешные. Один как-то исполнял арию Лопуцьковского в «Шельменко-денщике», а второй побежал в реквизит, набрал целую кучу пластмассовых цветов и из ложи ему выбросил на сцену. Меня это умиляет. Но разыгрывают, когда есть актеры-друзья. К сожалению, среди актеров у меня друзей нет. Я волк-одиночка. Когда иду по коридору, то чувствую густую атмосферу ненависти к себе... Я отстранен от актеров, а они — от меня. С актрисами отношения, наоборот, очень хорошие, не знаю, почему так складывается.

А кто ваши друзья?

— Чаще это люди, не связанные с театром, это те, кого я люблю и кто любит меня. Еще мои друзья — это мой зритель, мои роли, мои любимые писатели и художники.

Y _447b 9198Театральная школа Эдуарда Безродного что из себя представляет? Чему вы учите своих студентов?

— Есть два направления. Ко мне приходят те, кто хочет стать актером, сниматься или играть на сцене. Для таких я разработал курс ускоренного обучения актерскому ремеслу. Но я не учу их, как правильно ходить, пальцы держать и моргать. А только бросаю человека глубоко в суть, и потом природа сама его поведет. Второе направление мне более дорого. Ко мне приходят люди, у которых нет цели стать актером. Они просто чего-то в жизни ищут, пытаются понять себя или то, что вокруг. Вот с ними у меня особые занятия. Это даже не занятия… (Задумался.) Я слово «медитация» не люблю, это больше похоже на какую-то духовную практику.

В жизни вам часто приходится играть?

— Не приходится.

Вы счастливый человек!

— Я сейчас объясню. Если кроме сцены еще и в жизни что-то играть, то вообще можно застрелиться! Это очень болезненно, когда попадаешь в ситуацию и нужно быть не собой. Я тогда назло всему бываю тем более собой. И это часто многим неприятно. Что ж поделаешь, я такой — «не двудонный, не поклонный». А бывает, напротив, что-то восхищает в человеке, я не стесняюсь высказать восторг. Тогда наблюдающие думают: «Льстит или ему чего-то из-под него надо». Похоже, человечество катастрофически теряет искренность.

Человек-парадокс

Вы влюбчивый?

— Очень! Но насколько я влюбчивый, настолько я становлюсь однолюбом, если уже серьезно зацеплюсь. Я вообще противоречивый. (Смеется.) Это было, когда я учился в музыкальной школе. Была одна девочка, моя одноклассница. Сначала я не обращал на нее никакого внимания, а потом, когда мы уже пошли в музыкалку, она мне понравилась. Она была из тех, кто рано перестает быть ребенком. Я так влюбился, что буквально рыдал ночами, стихи писал, в окно подсматривал. Она мне ответила взаимностью, но потом ее стали интересовать мальчики постарше. (Смеется.)

В жизни одни актеры — веселые, легкие люди, другие — угрюмы и неразговорчивы. А какой человек Эдуард Безродный?

— Разный. Иногда веселый, иногда колючий, иногда ненавижу сам себя, иногда жалею. Но, наверное, оптимист и людей люблю.

Блиц-опрос

От чего вы устаете больше всего?

— От разговоров по мобильному.

Дар, которым бы вам хотелось обладать.

— Мудрость.

Ваш главный недостаток.

— Тяга к наслаждениям.

Какие качества вы больше всего цените в друзьях? С кем вам легко?

— С открытыми людьми.

Ваша настольная книга.

— Одну выделить не могу. Но читать люблю, хоть и мало остается на это времени.

 

font-size: small;

 
 

Тайные желания! Это наказание?

Радиоуправляемые модели… Наверняка всем мужчинам знакомо это словосочетание, ведь именно оно вызывает в их памяти приятнейшие воспоминания о детстве, безмерном желании покорить на огромной скорости небо, землю и воду, кружках юных авиамоделистов и спортивных соревнованиях любителей пусть и маленькой, но очень удаленькой техники!

Анастасия Заворотнюк: в ритме танго

Как понять женщину? Ее можно только полюбить и извиниться за все наперед. Смотрите с 4 февраля на «Новом канале» ироничную романтическую комедию о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами «Не плачь по мне, Аргентина!».

Сезон секса открыт!

От чего зависят наши сексуальные желания? Большинство ответит, что от времени суток, настроения, физиологических особенностей организма.... Но оказывается, все не так просто! Не последнюю роль здесь играют и… сезоны. И сезонов этих не четыре, а — внимание! — шесть.

Юрий Кот: искусство быть счастливым

Как вы думаете, кем может работать мужчина с дипломом учителя украинского языка и литературы? Так как вариантов можно нафантазировать множество, вот вам подсказка: имеется второе высшее, режиссерское, образование. Эх, если бы у нашей любимой «Арт-Мозаики» было аудиоприложение, вы бы сразу догадались, о ком я говорю. Потому что голос его знают все!

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2018 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.