Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Интервью 

Анастасия Даугуле: латышский подарок украинскому телевидению

Анастасия Даугуле: латышский подарок украинскому телевидению

2 июля 2012 г.


«Хороший журналист — это интеллигентный, образованный человек с пытливым складом ума и искренним желанием быть объективным и точным. Ему необходимо проявлять настойчивость, упорство и даже агрессивность в достижении своей цели. Однако все это не должно перерастать в откровенное хамство», — сказал американский журналист и тренер Тимоти Кенни. И ведущая телеканала «Интер» Анастасия Даугуле, как никто другой, соответствует этому описанию.

Глядя, как она работает, я всегда пыталась понять, откуда в ней все это: прекрасно поставленная речь, уверенность перед камерой, непринужденная манера работы в эфире. Помог мне найти ответы на все вопросы наш разговор, после которого я пришла к выводу, что Анастасия смогла бы сделать карьеру в абсолютно любой компании мирового телепространства.

Техника на грани фантастики

Анастасия, вы окончили истфак Харьковского университета. Почему решили связать свою жизнь с журналистикой?

- По воле случая! Хотя некоторые склонны считать, что случайности - это на самом деле закономерности, причин которых мы просто не осознаем. Училась на четвертом курсе исторического факультета, когда увидела объявление бегущей строкой по телевизору о наборе стажеров в группу журналистов на один из первых негосударственных телеканалов. Была любознательной и пошла попробовать. Профессионально тележурналистику в Харькове тогда вообще не преподавали: не было академической школы. Знания в основном передавались старинным, но надежным способом - на практике, от учителя к ученику. Важно было встретить такого Учителя с большой буквы. И мне повезло: наш набор стажеров проводил один из самых лучших и талантливых журналистов - Владимир Чапай. Он терпеливо растолковывал нам, ничего не смыслящим в искусстве зазеркалья, основы профессии. И я влюбилась в телевидение настолько, что, получив диплом историка, перешла на другую сторону улицы и стала заниматься настоящим временем.

D 389f 3a 6d 9c 2c 312d 327beccd 83a 67dd 39d 9488eВы пошли работать на ТВ, когда в нашей стране только начали появляться частные телекомпании. Все приходилось делать с нуля. Какие воспоминания у вас вызывают те времена? 

- Вспоминаю их с нежностью и благодарностью к коллегам. Мы работали во многом на чистом энтузиазме, дневали и ночевали в редакции, часами обсуждали темы материалов и варианты их воплощения. Телевидение - это наполовину творчество, наполовину технологии. Технологии тогда были далеки от нынешних: камеры громоздкие, аккумуляторы к ним слабые, быстро садящиеся, монтажные программы неудобные, оптика, свет, звук, микрофоны оставляли желать лучшего. Но искренний задор компенсировал все неудобства!

Боевое крещение 

Помните свой первый репортаж?

- Первый репортаж, как и первую любовь, забыть невозможно! Я была еще стажером и мечтала перейти в ранг посвященных журналистов. Надоедала редакторам, придумывала темы, и одну из них, наконец, утвердили. Это была проблемная тема утилизации отходов на харьковском мусоросжигательном заводе. Впервые мне доверили не нести микрофон для опытного коллеги, а самой, вместе с оператором, ехать на съемку. Задумывая материал, даже не предполагала, что меня ждет на месте: базовым помещением завода оказался гигантских размеров котлован, заполненный тоннами мусора, который грузовиками свозили со всего Харькова. Эта масса казалась живой: она дымилась, урчала и шевелилась от процессов гниения и полчищ крыс. Помню, как в туфельках на каблуках подошла к краю этой огромной ямы и чуть не упала: с ног сбивал запах, которого больше нигде не услышишь. Пришлось взять себя в руки, достать блокнот, познакомиться с работниками, записать интервью, отснять всю цепочку утилизации, вникнуть в технические детали и не забыть найти эмоциональные моменты, без которых любой репортаж не имеет шансов на успех. В этот же день материал поставили в эфир - это было мое телевизионное крещение. Я была счастлива, и огорчить меня не могло ничто в мире (не говоря о таких мелочах, что голову пришлось мыть трижды и столько же раз стирать одежду: волосы и платье впитали отвратительный запах выгребной ямы). Так я поняла, что путь в журналистику не будет устлан розами, но это меня не остановило.

Вы работали в харьковской мэрии. Почему не остались там?

- Работа в мэрии была замечательным и познавательным периодом. Было интересно сменить вектор направления усилий, познакомиться изнутри с тем, как устроена власть и система управления городом. Раньше только рассказывала в эфире о принятых кем-то решениях и их последствиях, а в мэрии увидела, кто и как эти решения принимает. Это был отличный опыт. Перестала с негативом воспринимать слово «чиновник»: в аппарате работает много прекрасных людей, которые просто не могут повлиять на бюрократический маховик. Теперь, заходя в любое крупное государственное учреждение, я знаю, чем «дышат» его сотрудники, какова иерархия ценностей властьимущих. И все-таки журналистика оказалась ближе, и я снова вернулась в «родные пенаты».

Смена координат

Что послужило толчком для переезда в Киев?

- Наверное, исчерпала ресурсы роста. За годы в слобожанской журналистике сняла сотни репортажей, где только не работала: на разных каналах, программах и проектах, включая радио, газеты и Интернет. Но хотелось чего-то качественно нового. Всегда буду искреннее благодарна Харькову за становление - именно здесь научилась тому, что сегодня знаю и умею. Но мир огромен, и нужно не бояться выходить за пределы привычных координат.

Сложно было первое время? Как вы попали на «Интер»?

- Легко и просто не было никогда. В Киеве меня никто особо не ждал. Арендовала очень скромную квартиру, снова сутками пропадала на работе. Чтобы заработать, ездила на съемки в дальние командировки, неделями не бывала дома. Но я люблю свою профессию, а когда любишь, никакие трудности не страшны. С «Интером» судьба свела давно. Еще в Харькове меня пригласили стать региональным корреспондентом «Интера» в восточном регионе Украины, я работала собкором. С тех пор связи не прерывались. Переехав в Киев, я, можно сказать, вернулась на родной и любимый канал - только в новом городе и новом качестве.

Был ли у вас страх перед камерой? 

- Нет, страха не было. С самого первого дня воспринимала камеру как друга, товарища и соратницу. А друзей разве можно бояться?

Без права на ошибку

Какие качества особенно важны для ведущего?

- Ум, искренность, заинтересованность, компетентность. Умение быстро принимать решения, грамотно излагать мысли, правильно формулировать вопросы. Внешние данные, как ни странно, поставлю ближе к концу списка: есть масса примеров, когда люди с не самыми идеальными лицами становились великолепными ведущими благодаря тому, что являются интересными собеседниками и яркими личностями.

27_2445_bigСовременный телеведущий и диктор - это разные профессии? 

- Диктор - это, скорее, чтец. Современный ведущий - соавтор проекта. Дикторская школа советских времен была сильна великолепным знанием языка, произношением, дикцией, безупречными ударениями, но лишена свободы действий и самовыражения в кадре. У нынешних ведущих, наоборот, есть вольность подачи, но порой возникают трудности с языком. Стремление к золотому балансу - это, думаю, оптимальный вариант.

У вас, по-моему, просто идеальная речь. Как вы работали над собой в этом направлении? 

- Своим главным учителем могу считать маму. Профессиональный филолог, она научила меня владеть словом, привила любовь к классической литературе. Мама, конечно, не готовила меня к карьере ведущей, просто читала наизусть Пушкина и Цветаеву, когда гуляла со мной еще в детской коляске. Так я с самого младенчества слушала правильную, красивую речь. Потом очень много читала: у нас дома огромная библиотека. Наверное, с тех пор у меня приличный словарный запас. Придя работать на телевидение, я прошла курс техники речи на «Интере», занималась с театральными педагогами. До сих пор делаю упражнения, помогающие правильно, глубоко дышать, чтобы иметь возможность качественно извлекать звуки. Уверена, что научить говорить можно любого человека. Главное - желание.

Наверняка во время съемок возникают внештатные ситуации...

- Случается всякое, и без чувства юмора не выдержать сумасшедшего темпа. Глобальных технических сбоев на таком серьезном канале, как «Интер», не бывает, но иногда герои впадают в панику и ведут себя неадекватно - приходится успокаивать и настраивать. Самое сложное - форс-мажоры в прямом эфире, где нет права на ошибку. Например, во время прямых включений, когда корреспондент находится на улице, в центре событий, в кадр вдруг входят и начинают активно общаться не очень трезвые граждане. Однажды оператор буквально оттаскивал такого персонажа, который норовил забрать микрофон.

Формула идеальности

У вас удивительная фамилия. От кого она вам досталась?

- Фамилия досталась от папы: он латыш, военный. Передал мне балтийскую выдержку и стойкость, закалил характер. Очень люблю и ценю своих родителей, знаю, что они всегда будут на моей стороне и порадуются успехам, как никто больше.

Вы сами смотрите ТВ? 

- Конечно, смотрю! Практически все ведущие информационные программы - украинские, российские, английские и даже французские. Хотя французского не знаю, но смотрю, как они подают события, как обыгрывают студийные решения. В любом городе и любой стране всегда стараюсь увидеть и проанализировать местные новости - от работы корреспондента до стиля съемки.

Вы заслуженный журналистом Украины, удостоены звания «Самое красивое лицо на телевидении». Как вы относитесь к разного рода наградам? 

- К наградам отношусь позитивно и благодарно. Приятно, когда тебя замечают и ценят. Спасибо всем, кто меня поддерживает и за меня голосует!

Как хорошо выглядеть на экране? У вас есть свои секреты? 

- За годы работы на ТВ вывела простую формулу сияющего внешнего вида: хорошо высыпаться и не помнить ничего плохого.

На харьковском форуме кто-то назвал вас «настоящей представительницей умирающей харьковской интеллигенции». Мне кажется, именно интеллигентности не хватает сейчас на нашем ТВ. 

- Не могу с вами согласиться на сто процентов. В кадре работает немало прекрасных, тонких, интеллектуальных и интеллигентных ведущих и журналистов. Я - за то, чтобы их становилось только больше.

Чемодан, орган и футбол

Я знаю, вы любите путешествовать. Как историк, вы наверняка выискиваете что-нибудь особенное? 

- Иногда мне кажется, что я родилась с чемоданом в руках. Когда удается выкроить время для путешествий, обязательно куда-нибудь стараюсь съездить. А если долго никуда не выезжаю, начинаю тосковать и увядать. Везде стараюсь максимально погрузиться в местный колорит, раствориться в незнакомой культуре, чтобы вернуться домой обогащенной новым опытом и впечатлениями. Люблю путешествовать по Украине, всегда открываю новые потрясающие места. Не устаю восхищаться Старой Европой, Африкой, Азией.

Мои любимые города - Киев, Харьков, Рига, Рим, Нью-Йорк, Барселона. Рига - это место, где можно бесконечно заряжаться энергией. Готические шпили, пронзающие хмурое небо; средневековые мощеные улочки, где назначались первые свидания; аромат свежезаваренного кофе; величественные соборы - мне маленькой они казались просто огромными, под их сводами я полюбила звучание органа. Любила рассматривать рижские крыши (там можно обнаружить медные изогнутые фигуры кошек, причудливые символы купеческих гильдий) и янтарные украшения, гроздьями разложенные на лавках ремесленников (такой красоты больше не делают нигде).

34857Что еще кроме путешествий наполняет вашу жизнь? 

- Музыка, особенно органная. Звучание органа меня успокаивает, возвышает. Хожу на органные концерты везде, где бываю. Спорт стал обязательной частью моей жизни. Правда, больше склоняюсь к индивидуальным видам. Очень люблю бегать на дальние дистанции - это не только приводит в форму, но и настраивает разрозненные порой мысли. Кроме того, я активный футбольный болельщик, особенно украинской сборной. В обязательном порядке буду смотреть матчи Евро, на один из них, который будет проходить в Киеве, пойду болеть вживую на НСК «Олимпийский». С удовольствием побывала бы на матчах в Харькове, но нет билетов.

Анастасия, вы одеваетесь с большим вкусом. Как вы считаете, чувство стиля - это врожденное качество или приобретенное?

- Спасибо на добром слове. Мне кажется, чувство стиля вполне можно воспитать - правильным образованием, достойным окружением, чтением хороших книг, посещением музеев и концертов. Я выросла в холодном балтийском климате, в окружении сдержанных красок природы и стройной готической архитектуры. И до сих пор не очень люблю калейдоскопическую яркость и пестрость, хотя многим южанам это, напротив, очень даже идет. Думаю, нужно просто внимательно прислушиваться к себе, не идти на поводу у общественного мнения, которое порой ошибается, и выстраивать собственный органичный стиль, в котором вы будете чувствовать себя комфортно и уверенно.

Пожелания читателям «Арт-Мозаики». 

Дорогие читатели «Арт-Мозаики», будьте здоровы и счастливы, живите в гармонии с собой и миром, не растрачивайте себя по пустякам и следуйте своему призванию, которое никогда не поздно найти и открыть в себе!

А коллегам-журналистам хочу сказать: мы выбрали самую лучшую в мире работу, которая дарит много новых знаний и эмоций, но взамен забирает почти все время. Поэтому желаю вам 25-го часа в сутках, чтобы успевать жить и любить!

 

 
 

Буланова в Киеве спела на украинском

Певица все реже радует своих поклонников сольниками.

Ассия Ахат снимает новый клип

Новое видео будет снято в двух вариантах песни — англоязычном и русскоязычном.

Киркоров покажет голых и ненакрашенных звезд

Певец осваивает профессию фотографа и планирует свою фотовыставку.

Джонни Депп ответит в суде за избиение женщины

Правда, "приложил" руки к женщине не сам актера, а его охрана.

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2017 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.