Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Стоп-кадр  Актёр 

Слепой рок Эраста Гарина

Слепой рок Эраста Гарина

6 ноября 2012 г.


Его называли Бастером Китоном советского кинематографа, а еще — комиком с серьезным лицом. Многие помнят его блестящую игру в фильмах «Свадьба», «Золушка», «Обыкновенное чудо», но мало кто сегодня знает, что он был одним из лучших театральных актеров своего времени.

Эраст Гарин — артист от Бога. Застенчивый и замкнутый в жизни, на сцене он так преображался, что удивлялись даже самые близкие друзья. В 20-х годах прошлого века он был фаворитом театральной Москвы, в 30-х — любимцем кинозрителей, но в конце жизни, после того как практически ослеп, оказался абсолютно не востребован, с чем так и не смог смириться…

Высокий покровитель

Эраст Павлович Герасимов родился 10 ноября 1902 года в Рязани. После окончания гимназии в 1919-м он записался в добровольцы Красной Армии, где и начал свой творческий путь: юноша выступал на сцене самодеятельного театра. Именно тогда он взял себе псевдоним Гарин, который впоследствии практически все принимали за настоящую фамилию актера.

Когда в составе труппы театры Красной Армии Эраст приехал в Москву, на него обратил внимание Всеволод Мейерхольд. Режиссер фактически стал для него крестным отцом. Взяв Гарина в свой театр, он вырастил из подопечного настоящего Imagesартиста, который вызывал восторг публики и срывал бурные овации, играя Хлестакова или Чацкого. Критики говорили о нем как о лучшем мастере школы Мейерхольда, и это было абсолютной правдой.

Сладкая парочка

С Государственным театром имени Мейерхольда Эраста Павловича связывало многое, но главное, он встретил там Хесю Локшину, которая стала его женой и творческим напарником. Задумав попробовать себя в режиссуре, они замахнулись сразу на гоголевскую «Женитьбу». Их картина получилась блистательной, но по многим причинам власть ее запретила. Последний раз чета смотрела ленту в 1941 году, когда началась война. После артисты пытались разыскать в архивах хотя бы исходники отснятого материала, но им так и не удалось ничего обнаружить. Зато следующую совместную работу супругов — сказку «Принц и нищий» — ожидала счастливая судьба...

По-королевски

Сосредоточившись на создании фильмов, Гарин не забывал и о своем актерском призвании. Эрасту Павловичу долго не везло, но неожиданно ему предложили роль в удивительно тонкой комедии Исидора Анненского «Свадьба», снятой по Чехову. Правда, картина на экраны вышла, ведь зрителей в те времена больше интересовала военная тема. Однако, пролежав на полке десятилетие, лента стала неимоверно популярной, а с ней — и исполнитель главной роли. Но наибольшую зрительскую любовь Гарину принесла работа в экранизации знаменитой сказки «Золушка», где он создал незабываемый образ доброго и по-детски наивного короля. Именно в таком амплуа его обожали, именно в таких фильмах он демонстрировал свой фирменный, неповторимый «гаринский стиль».

За какое преступление?..

Что касается режиссуры, то, конечно, лучшим творением Гарина и Локшиной стала экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», созданная в 1964 году. Ленту прекрасно приняли как зрители, так и критики. Чего не скажешь о сатирической комедии «Веселые расплюевские дни»: картина долгое время не выходила на экраны, а после показа практически осталась незамеченной. Но это Garinбыло не самое страшное: во время работы над фильмом произошла авария, после которой Эрасту Павловичу удалили один глаз, а на второй он практически ослеп.

То, чем он жил, в один миг практически перестало для него существовать. После трагедии актера не приглашали играть в кино, театральных постановках. Он утратил смысл жизни и даже отказывался разговаривать, объясняя, что просто не может произносить слова... Великий артист скончался 4 сентября 1980 года в Москве.

Факты 

  • В середине 30-х годов Гарин впервые снялся в кино. Его дебютом на экране стал фильм Александра Файнциммера «Поручик Киже».

  • Картина Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою», где Гарин сыграл одну из главных ролей, была запрещена по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А. С. Щербакова без объяснения причин.

  • Несколько раз играл королей: в «Золушке», фильме «Каин XVIII» и собственной картине «Обыкновенное чудо».

  • Был необычайно пластичным: мог перекручивать ноги штопором, сгибаться вбок, вперед и назад с одинаковой легкостью.

  • Выступил режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».

  • Реализовал свой талант и в мультипликации — озвучил множество персонажей, самый известный из которых — ослик Иа-Иа.

  • В последние годы жизни поставил спектакль «Горе от ума» Грибоедова, повторив постановку Мейерхольда, где играл Чацкого.

  • Письма подписывал кратко — «Эрга».

  • В театре Мейерхольда познакомился с Любовью Рудневой (Фейгельман), с которой связала судьба его на шесть лет. Актриса родила ему дочь Ольгу, но влюбленные так и не поженились.

  • Об Эрасте Гарине сняли документальный фильм.

Не любовный треугольник

Эраст Павлович был любимым актером Всеволода Мейерхольда, который не раз признавался: «Я спешу на репетицию окрыленный, потому что ожидаю встречи с Гариным». Режиссер прощал своему фавориту все: и то, что он позволял себе с ним спорить, и то, что пренебрежительно относился к его жене Зинаиде Райх… Гарин считал ее весьма посредственной актрисой и не скрывал этого. Райх же хотела, чтобы супруг защитил ее от обидчика, но тот ничего не предпринимал. На этой почве у супругов были постоянные скандалы. Однажды в порыве гнева она закричала: «Ты Ranevskaya -11строишь театр для Гарина!» Успокоить актрису смогла лишь Хеся Локшина, вылившая ей на голову кувшин воды.

Будто в морге побывал 

На съемках фильма «Русский сувенир» Эраст Павлович познакомился с Валентином Гафтом и предложил ему сыграть роль в пьесе «Тень». Чтобы обговорить все детальнее, он пригласил молодого актера к себе домой.

«Мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки, — вспоминает Гафт. — И вот, проходя одну из них, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть ли не с сеткой, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мертвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и безжизненная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Это была его жена Хеся, знаменитая его помощница, мастер дубляжа». Гость даже не слышал, что ему рассказывал радушный хозяин. Ему все хотелось вставить: «Знаете, Эраст Павлович, по-моему, у вас там в соседней комнате случилось несчастье». Оказалось, что в тот момент, когда Хесю увидел Гафт, она просто крепко спала.

«Припопь себя!» 

Почти все свои режиссерские постановки Гарин делал совместно с женой Хесей Локшиной. Во время работы у них часто возникали размолвки.

Как-то на репетиции, когда она постоянно вскакивала с места и пыталась всюду сунуть свой нос, Гарин вспылил: «Хеська, припопь себя!» Что означало «присядь».

Помешал 

Гарин был дружен с драматургом Николаем Эрдманом. Когда того сослали в Енисейск, артист решил проведать товарища. Добирался две недели, а спустя час после приезда засобирался обратно. Через несколько лет Эрдман спросил: «Почему, собственно, Эраст, вы так быстро от меня улетели?» На что тот ответил: «Да мне показалось, Николай Робертович, что я помешал вам. На столе отточенные карандаши лежали, бумага...»

Сколько не жалко
В начале 70-х Эраст Павлович ставил спектакль «Горе от ума». На репетиции приходили смотреть все студенты ВГИКа. Он был не против, только не любил, когда шумели. Когда начинался гул, Гарин поворачивался к «зрителям» и говорил, поднимая палец к потолку: «Тише вы, студенты! Искусство все-таки делаем». Однажды в преддверии какого-то праздника молодым людям понадобились деньги. Хотелось погулять, но до стипендии было далеко. Одолжить решили у Гарина, для чего явились прямо к нему домой. Звонят в дверь, открывает Эраст Павлович с вопросом: «Что вам, ребята?» А Панкратов-Черный жалостливо произносит: «Можете субсидировать десятку до стипендии?» Гарин, глядя на студентов, требовательно кричит жене: «Хеся, опять студенты пришли... 15 рублей просят». Те: «Эраст Павлович, нам всего десять». А он: «Молчать, сопляки! Пятерка мне самому необходима!»

 
 

Автор: Юлия ОРДА

Украина будет проводить детское "Евровидение-2013"

Национальная телекомания Украины выиграла тендер на проведение конкурса.

Больше чем великий

Для русской культуры этот человек, бесспорно, личность знаковая. Его гениальности никто не оспаривал, а вот его решения практически всегда воспринимали неоднозначно. Многие не могут простить ему и уход из «Современника», и раскол МХАТа; правда, большинство поклонников его таланта все же вспоминают о нем как о выдающемся руководителе легендарных театров.

Экскурсия в подсознание Татьяны Булановой

Интересно, но даже совсем юное поколение, музыкальные интересы которого заставляют иногда браться за голову поколение старшее, слушает ее песни. То ли родители хранят старые кассеты, то ли любят радио «ностальжи», а может, и вовсе все стены дома увешаны плакатами с ее изображением. Впрочем, это не так важно — главное, что нам удалось пообщаться с закрытой, но, как нам показалось, довольно честной исполнительницей некогда мегапопулярных «плаксивых» хитов Татьяной Булановой.

Бари Алибасова обокрали

Злоумышленники влезли в студию знаменитого продюсера.

Американская актриса и продюсер Дрю Бэрримор вышла замуж за арт-консультанта Уилла Копельмана.

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2018 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.