Logo art-mozaika
Группа в контакте Группа facebook

Стоп-кадр 

Питер Гринуэй: «Кино умерло!»

Питер Гринуэй: «Кино умерло!»

29 июля 2013 г.


Практически любые перемены мы склонны воспринимать негативно: мы видим в них угрозу нашему привычному образу жизни. И чем старше мы становимся, тем сложнее нам приспосабливаться к стремительным трансформациям. Но только не Питеру Гринуэю! Этот выдающийся английский кинорежиссер, командор ордена Британской империи, художник, писатель, куратор многочисленных выставок смело смотрит в будущее и в свои 70 с хвостиком искренне верит в силу цифровых технологий.

Так провокационно заявляет Питер Гринуэй, повергая в шок всех без исключения: и зрителей, и критиков, и киноделов. Но это его ничуть не расстраивает. Так как только теперь, с развитием высоких технологий, должно родиться настоящее кино. Ведь все, что было до этого, просто обслуживание литературы, считает Гринуэй. Искрясь неуемной энергией, англичанин не просто декларирует свои смелые идеи, но и демонстрирует миру новаторские работы — сочетание видео, музыки и философии. При этом немаловажно, что маэстро умеет заинтриговать инвестора, готового рискнуть кругленькой суммой ради совершенно безумного на первый взгляд проекта, но зато под брендом «Гринуэй».

Операция «РЕИНКАРНАЦИЯ»

8_15Его проекты поражают масштабностью. Например, оживляя замки и картины, он каждый раз придумывает характеры и истории, в которых фигурирует до 500 персонажей. Или показывает видео одновременно на десятках небоскребах в Таймс-сквере в Нью-Йорке. Среди реализованных им идей — оживление великих картин, таких как «Ночной дозор» Рембрандта к 400-летию художника и культовой «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, на что пришлось получать разрешение у тогдашнего итальянского президента Берлускони. Еще один успешный проект условно назван «Засели дворец». Этот эксперимент Гринуэй впервые реализовал в огромном королевском замке в Турине, а потом повторил в других известных загородных домах. Кроме того, режиссер Гринуэй стал клубным виджеем, чем занимается очень вдохновенно, показывая свои проекты в Лондоне, в Aльберт-холле и здании Ллойда, и в Амстердаме, где проживает с недавних пор.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР 

Когда же все началось? Наверное, сам режиссер ответил бы, что еще до его рождения, много тысячелетий назад, когда человек впервые открыл глаза и увидел мир. Что же касается самого Питера Гринуэя, то его жизненный путь начался 5 апреля 1942 года в Ньюпорте (Уэльс), а вырос он в соседнем городе Чингфорде. Отец занимался строительным бизнесом, мать работала учительницей. Когда Питеру было 12 лет, он решил стать художником и поступил в Уолтемстоуский колледж искусств. В 1965 году Гринуэй устроился монтажером в Центральное бюро информации, где через год начал снимать собственные экспериментальные короткометражки. Типичной для его творчества этого периода был картина 1966 года «Поезд», где прибытие паровоза на вокзал Ватерлоо было представлено как механический балет в музыкальном сопровождении.

В 1977–1978 году Гринуэй стал режиссером-фрилансером. На 41-м Каннском кинофестивале в 1988 году за свой фильм «Отсчет утопленников» он получил премию «За лучший художественный вклад». С более доступной широкой публике картиной 1989 года «Повар, вор, его жена и ее любовник» Гринуэй прорвался на экраны Америки. Эта язвительная аллегория жизни современной Англии стала в США предметом бурных споров, когда Ассоциация кинопродюсеров ограничила ее аудиторию лицами старше 17 лет, но имела самый большой кассовый успех за всю карьеру режиссера.

«ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ГЛАЗА, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ВИДЕТЬ»

Так как с самого раннего возраста Питер Гринуэй хотел быть художником, больше всего он ценит визуальный образ. Но при этом всегда помнит, что сказал когда-то Рембрандт: «Если у вас есть глаза, это не значит, что вы можете видеть».

«Так сложилось в мире, — говорит английский кинорежиссер, — что мы с вами лучше всего можем обращаться с текстом. И это неудивительно, ведь этому нас учат с самого раннего возраста: сначала мы учим алфавит, потом слова, и уже став 8_14взрослыми, мы не устаем практиковаться. Так работает образование — восемь, десять, двенадцать лет вам говорят: бросьте мелки, краски, карандаши, уберите свои альбомы, пора уже становится серьезными».

У известного писателя Умберто Эко есть такой образ – «повелители текста». Именно они, считает Питер Гринуэй, управляли цивилизацией в течение последних восьми тысяч лет, ведь с помощью слов можно легко манипулировать людьми. Все сводится к словам, словам, словам. Когда Гринуэй по всему миру спрашивает людей: «Кто из вас занимался живописью? Кто ходил в архитектурные колледжи? Кто занимался графикой? Кто изучал дизайн?», то руки поднимают примерно только 8 % аудитории — будь то в Америке, Австралии или в Европе. И это, по мнению режиссера, очень большое упущение.

СВЯТАЯ ТРОИЦА: ЛЕПТОП, МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН И КАМКОРДЕР

Поколение лептопов больше не интересуется кинематографом в традиционном смысле. Кстати, они и не смотрят передачи, которые показывают по телевизору. В мире появился совершенно новый феномен, новая «святая троица», считает Гринуэй, — лептоп, мобильный телефон и камкордер. Таким образом, теперь все могут участвовать в акте творения. Это то, к чему давно стремилось человечество, — быть не только зрителем, но и творцом.

Но люди часто подходят к режиссеру и говорят: «Я не могу танцевать, я не могу рисовать, я не могу петь». «Но это абсолютная неправда! — утверждает бунтарь-англичанин. — Каждый может рисовать, каждый может петь, писать, рисовать. И никто не просит вас делать это на олимпийских высотах. А тот феномен, который мы сейчас имеем — с учетом социальных медиа и тех исключительных возможностей, которые нам дают новые «игрушки», — делает нас способными на многое. Мы можем сломать гегемонию кинематографа — того, какой мы знаем. Ведь теперь не надо ждать, что нам явит Голливуд или Болливуд. Произошла настоящая демократизация 8_16искусства».

«ГЛЯДЯ ВПЕРЕД, ВЫ ПРОПУСКАЕТЕ ДВЕ ТРЕТИ ВСЕГО МИРА, КОТОРЫЙ ОСТАЕТСЯ СЗАДИ»

От таких заведений, как кинотеатры, надо избавиться прежде всего. «Два часа сидеть смирно и смотреть в одну сторону... Увольте! — восклицает Гринуэй. — Мы даже во сне двигаемся больше». Это ненормально, когда зрители сидят в темноте, словно какие-то ночные животные, и два часа смотрят на единственный прямоугольник яркого света. Годар как-то точно заметил: «Глядя вперед, вы пропускаете две трети всего мира, который остается сзади». Так что зрителей просто вынуждают ограничивать свою анатомическую и физиологическую возможность воспринимать мир.

Будущее, уверен Гринуэй, за интерактивной и мультимедийной аудиовизуальной продукцией. «Некоторые считают, что если и есть будущее для обычного ортодоксального кино, то это, конечно же, будет анимация, — говорит английский режиссер. — И мы уже видим, что это происходит. Актеры жалуются, что им приходится играть вместе с мультпресонажами, а мультгерои становятся все больше похожи на людей. Так что мы действительно подходим к тому, что мультипликация может заменить кинематограф. Так что, думаю, нет смысла проливать слезы по поводу смерти кинематографа. Будущее гораздо более интересно». 

 
 

Автор: Ирина ЗУБКОВА

Мать Майкла Джексона нашлась

Как оказывается, Кэтрин Джексон никуда и не пропадала.

Доронин строит для Кэмпбелл футуристический замок

Такого дома знаменитая подмосковная Рублевка еще не видела.

Стена памяти Виктора Цоя появится в Киеве

Церемония открытия состоится в день гибели музыканта.

Тимберлейк потратит на свадьбу $ 5 млн

Певец решил удовлетворить все прихоти звездной невесты.

Артисты делятся на две категории: светские персонажи и темные лошадки. Последние не появляются на гламурных вечеринках, не пиарят себя на ток-шоу, но при этом — загадка! — их имя хоть раз, но слышала любая местная бабушка. Вот, к примеру, Рома Билык по прозвищу Зверь — типичный представитель последней категории…

Мозаика

 
Арт-мозаика

© 2011-2017 "АртМозаика". Все права защищены.

Копирование, публикация, распространение материалов сайта разрешается с письменного разрешения редакции.